Действующий
Проекты государственных стандартов ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами Госстандарта России, на метрологическую экспертизу не направляют.
4.3 Организациями, выполняющими метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть государственные научные метрологические центры, аккредитованные головные и базовые организации метрологической службы, а также научно-исследовательские организации, выполняющие разработки средств измерений, методик выполнения измерений, нормативных документов по метрологическому обеспечению, а также организации, метрологические службы которых аккредитованы на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов.
Эксперты, осуществляющие метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть членами МТК, ТК (МПК, ПК) и специалистами вышеуказанных организаций.
4.4 При проведении метрологической экспертизы эксперты должны руководствоваться законодательными актами, ГОСТ Р ИСО 5725-1-ГОСТ Р ИСО 5725-6, ГОСТ Р 8.563, государственными стандартами ГСИ, правилами по метрологии и рекомендациями метрологических институтов, другими нормативными документами, в которых регламентированы положения метрологического обеспечения.
4.6 В пояснительной записке к окончательной редакции проекта стандарта должны быть указаны сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы.
4.7 ТК, МТК (ПК, МПК) при рассмотрении окончательной редакции проекта стандарта оценивают учет замечаний в экспертном заключении по результатам метрологической экспертизы и принимают решение по направлению проекта стандарта для принятия или на дополнительную метрологическую экспертизу.
4.8 Научно-исследовательский институт Госстандарта России в проекте докладной записки отражает учет результатов метрологической экспертизы.
5.1 При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов проверяют их соответствие требованиям ГОСТ Р 8.563 (раздел 7), требованиям других государственных стандартов ГСИ, стандартов ГОСТ Р ИСО 5725 и других государственных стандартов, в которых изложены метрологические требования.
При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов, регламентирующих методики количественного химического анализа, используют также [1].
5.2 В зависимости от вида и содержания разрабатываемого проекта государственного стандарта при проведении метрологической экспертизы выполняют анализ и проводят оценивание:
- соответствия погрешности измерений и (или) ее составляющих (в том числе показателей повторяемости и воспроизводимости результатов измерений) заданным требованиям;
- возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);
- рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
- правильности использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц.
A.1.1 Измеряемые (контролируемые) параметры определяются нормативными документами на продукцию, технологию и т. п. При этом эксперт руководствуется следующими общими положениями:
- для деталей, узлов и составных частей изделий контроль должен обеспечивать размерную и функциональную взаимозаменяемость;
- для готовой продукции должен быть обеспечен контроль основных характеристик и количества продукции;
- для технологического оборудования, систем контроля и управления должны быть осуществлены измерение параметров, определяющих оптимальность режима по производительности и экономичности; контроль безопасности выполнения работ; контроль экологической безопасности.
А.1.2 При анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю, необходимо принимать во внимание следующее:
- часть технических характеристик готовых деталей, узлов, изделий определяется предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом, поэтому рационально распределить контролируемые параметры по этим этапам и объектам;
- значения параметров в технологическом процессе связаны между собой и представляется рациональным эти связи использовать для сокращения номенклатуры контролируемых параметров, а для наиболее важных параметров - для повышения точности измерений и надежности измерительных систем;
- необходимо выявлять избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданные затраты на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений.
А.1.3 Необходимо обращать внимание на четкость формулирования измеряемой величины. Неопределенность формулирования подлежащей измерениям величины может привести к большим неучтенным погрешностям измерений.
А.2.1 Погрешность измерений, как правило, является источником неблагоприятных последствий (экономические потери, повышение вероятности травматизма, загрязнение окружающей среды и т.п.).
Оптимальной (в экономическом смысле) считается погрешность измерений, при которой сумма потерь от погрешности и расходов на измерения будет минимальной.
В первом приближении можно считать, что потери пропорциональны квадрату погрешности измерений, а расходы на измерения обратно пропорциональны погрешности измерений.
Если нет других данных о зависимости потерь от погрешности и расходов на измерения от погрешности измерений, то оптимальная погрешность выражается следующей зависимостью: