Действующий
4.3 Организациями, выполняющими метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть государственные научные метрологические центры, аккредитованные головные и базовые организации метрологической службы, а также научно-исследовательские организации, выполняющие разработки средств измерений, методик выполнения измерений, нормативных документов по метрологическому обеспечению, а также организации, метрологические службы которых аккредитованы на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов.
Эксперты, осуществляющие метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть членами МТК, ТК (МПК, ПК) и специалистами вышеуказанных организаций.
4.4 При проведении метрологической экспертизы эксперты должны руководствоваться законодательными актами, ГОСТ Р ИСО 5725-1-ГОСТ Р ИСО 5725-6, ГОСТ Р 8.563, государственными стандартами ГСИ, правилами по метрологии и рекомендациями метрологических институтов, другими нормативными документами, в которых регламентированы положения метрологического обеспечения.
4.6 В пояснительной записке к окончательной редакции проекта стандарта должны быть указаны сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы.
4.7 ТК, МТК (ПК, МПК) при рассмотрении окончательной редакции проекта стандарта оценивают учет замечаний в экспертном заключении по результатам метрологической экспертизы и принимают решение по направлению проекта стандарта для принятия или на дополнительную метрологическую экспертизу.
4.8 Научно-исследовательский институт Госстандарта России в проекте докладной записки отражает учет результатов метрологической экспертизы.
5.1 При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов проверяют их соответствие требованиям ГОСТ Р 8.563 (раздел 7), требованиям других государственных стандартов ГСИ, стандартов ГОСТ Р ИСО 5725 и других государственных стандартов, в которых изложены метрологические требования.
При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов, регламентирующих методики количественного химического анализа, используют также [1].
5.2 В зависимости от вида и содержания разрабатываемого проекта государственного стандарта при проведении метрологической экспертизы выполняют анализ и проводят оценивание:
- соответствия погрешности измерений и (или) ее составляющих (в том числе показателей повторяемости и воспроизводимости результатов измерений) заданным требованиям;
- возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);
- рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
- правильности использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц.
A.1.1 Измеряемые (контролируемые) параметры определяются нормативными документами на продукцию, технологию и т. п. При этом эксперт руководствуется следующими общими положениями:
- для деталей, узлов и составных частей изделий контроль должен обеспечивать размерную и функциональную взаимозаменяемость;
- для готовой продукции должен быть обеспечен контроль основных характеристик и количества продукции;
- для технологического оборудования, систем контроля и управления должны быть осуществлены измерение параметров, определяющих оптимальность режима по производительности и экономичности; контроль безопасности выполнения работ; контроль экологической безопасности.
А.1.2 При анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю, необходимо принимать во внимание следующее:
- часть технических характеристик готовых деталей, узлов, изделий определяется предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом, поэтому рационально распределить контролируемые параметры по этим этапам и объектам;
- значения параметров в технологическом процессе связаны между собой и представляется рациональным эти связи использовать для сокращения номенклатуры контролируемых параметров, а для наиболее важных параметров - для повышения точности измерений и надежности измерительных систем;
- необходимо выявлять избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданные затраты на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений.
А.1.3 Необходимо обращать внимание на четкость формулирования измеряемой величины. Неопределенность формулирования подлежащей измерениям величины может привести к большим неучтенным погрешностям измерений.
А.2.1 Погрешность измерений, как правило, является источником неблагоприятных последствий (экономические потери, повышение вероятности травматизма, загрязнение окружающей среды и т.п.).
Оптимальной (в экономическом смысле) считается погрешность измерений, при которой сумма потерь от погрешности и расходов на измерения будет минимальной.
В первом приближении можно считать, что потери пропорциональны квадрату погрешности измерений, а расходы на измерения обратно пропорциональны погрешности измерений.
Если нет других данных о зависимости потерь от погрешности и расходов на измерения от погрешности измерений, то оптимальная погрешность выражается следующей зависимостью: