Неотъемлемым условием устойчивого экономического и социального развития Санкт-Петербурга является охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга (далее - настоящий Кодекс) регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга.
1. Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные понятия и термины:
экологическое просвещение - распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов;
экологическое образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, укрепления правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга;
экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, уровень нравственного развития общества, включая морально-этические нормы поведения людей на производстве, в быту и на отдыхе, формируемые в процессе жизни и деятельности поколений через систему непрерывного экологического просвещения и экологического образования, способствующие здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, обеспечению экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга;
информация о состоянии окружающей среды - сведения о природной среде, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на нее, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а также о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды;
пропаганда экологических знаний (далее также - экологическая пропаганда) - распространение информации о состоянии окружающей среды, направленной на привлечение внимания к проблемам в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, а также формирования интереса к участию в решении указанных проблем;
Красная книга Санкт-Петербурга - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении, мерах охраны видов (подвидов, популяций) редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и других организмов, обитающих (произрастающих) на территории (акватории) Санкт-Петербурга (далее - объекты животного и растительного мира), который используется для разработки и осуществления мероприятий по охране, сохранению и восстановлению объектов животного и растительного мира на территории Санкт-Петербурга;
региональный кадастр отходов - систематизированный свод сведений, представляемых органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы производства и потребления (далее - отходы).
2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
1. Законодательство Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды состоит из настоящего Кодекса и иных законов Санкт-Петербурга, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга.
2. Законы Санкт-Петербурга, регулирующие правоотношения в области охраны окружающей среды, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и иным законом Санкт-Петербурга, регулирующим правоотношения в области охраны окружающей среды, применяется настоящий Кодекс.
1. В области отношений, связанных с охраной окружающей среды. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) принятие законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды;
2) контроль за исполнением законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды.
2. В области государственной экологической экспертизы Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) принятие законов Санкт-Петербурга в области государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня:
2) контроль за исполнением законов Санкт-Петербурга в области государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
3) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
3. В области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) принятие законов Санкт-Петербурга в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга;
2) контроль за исполнением законов Санкт-Петербурга в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга;
3) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры.
4. В области охраны атмосферного воздуха Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) принятие законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охраны атмосферного воздуха:
2) контроль за исполнением законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охраны атмосферного воздуха.
5. В области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) принятие законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга:
2) контроль за исполнением законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга;
3) установление видов пользования животным миром, помимо предусмотренных статьей 11 настоящего Кодекса;
4) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
6. В области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) принятие в соответствии с федеральным законодательством законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Санкт-Петербурга:
2) контроль за исполнением законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Санкт-Петербурга;
3) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
7. В области организации и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения в Санкт-Петербурге Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) принятие законов Санкт-Петербурга в области организации и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения в Санкт-Петербурге (далее - особо охраняемые природные территории);
2) контроль за исполнением законов Санкт-Петербурга в области организации и охраны особо охраняемых природных территорий;
3) утверждение перечня участков территорий, в отношении которых предполагается провести комплексные экологические обследования, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий;
4) установление иных, кроме установленных федеральным законодательством, категорий особо охраняемых природных территорий;
5) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области организации и охраны особо охраняемых природных территорий.
8. В области обращения с отходами Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) принятие в соответствии с федеральным законодательством законов Санкт-Петербурга в области обращения с отходами;
2) контроль за исполнением законов Санкт-Петербурга в области обращения с отходами;
3) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области обращения с отходами.
1. В области отношений, связанных с охраной окружающей среды. Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды путем разработки и реализации экологической политики Санкт-Петербурга;
2) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития на территории Санкт-Петербурга:
3) разработка и реализация государственных программ Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, организация и осуществление мероприятий по охране окружающей среды:
4) осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
5) утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Санкт-Петербурга);
6) установление нормативов качества окружающей среды, содержащих требования и нормы не ниже соответствующих требований и норм, установленных на федеральном уровне;
7) обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
8) предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
9) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Санкт-Петербурга;
10) организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем разработки экологического баланса Санкт-Петербурга:
11) осуществление экологической паспортизации территории Санкт-Петербурга;
12) учреждение, определение порядка ведения и ведение Красной книги Санкт-Петербурга:
13) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Санкт-Петербурга, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
2. В области государственной экологической экспертизы Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) принятие нормативных правовых актов в области государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий в Санкт-Петербурге;
2) организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня:
3) осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
4) информирование населения о намечаемых и проводимых государственных экологических экспертизах и об их результатах:
5) получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Санкт-Петербурга;
6) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Санкт-Петербурга и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории Санкт-Петербурга хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
7) принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
8) организация обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями);
9) организация по требованию населения общественных экологических экспертиз объектов регионального уровня;
10) информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
11) утверждение заключений общественной экологической экспертизы объектов регионального уровня:
12) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
3. В области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга;
2) осуществление экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга:
3) разработка, утверждение и реализация государственных программ Санкт-Петербурга в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга;
4) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования;
5) создание координационного совета по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга:
6) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры.
4. В области охраны атмосферного воздуха Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Санкт-Петербурга;
2) организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
3) информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении государственных программ Санкт-Петербурга по улучшению качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий на территории Санкт-Петербурга;
4) осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
5) организация работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
6) введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
7) введение ограничений на использование нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на территории Санкт-Петербурга, а также стимулирование производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
8) установление сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха;
9) установление целевых показателей объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Санкт-Петербурга и сроков их снижения.
5. В области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) разработка и принятие нормативных правовых актов в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции;
2) разработка и реализация государственных программ Санкт-Петербурга по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга;
3) участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам;
4) организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира:
5) установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
6) регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
7) введение на территории Санкт-Петербурга ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
8) ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира на территории Санкт-Петербурга, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
9) выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации:
10) выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
11) организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; организация и регулирование прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), в том числе распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков:
12) охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
13) осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
14) федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
6. В области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
2) установление лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
3) регулирование численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
4) определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Санкт-Петербурга, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;
5) ведение государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
6) заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации);
7) выдача разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
8) осуществление контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты;
9) осуществление контроля за оборотом продукции охоты;
10) осуществление федерального государственного охотничьего надзора на территории Санкт-Петербурга, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;
11) утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Санкт-Петербурга;
12) разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий;
13) выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
14) установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты:
15) обеспечение изготовления удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов по образцам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
16) выдача и замена удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов, аннулирование таких удостоверений в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
17) проведение проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
18) отстранение производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
19) выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов;
20) иные полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
7. В области организации и охраны особо охраняемых природных территорий Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) организация комплексных экологических обследований участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, и направление материалов указанных обследований на государственную экологическую экспертизу;
2) принятие решений об образовании природных парков;
3) утверждение положений о природных парках;
4) образование государственных природных заказников регионального значения (далее - государственные природные заказники);
5) объявление природных объектов и комплексов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, памятниками природы регионального значения (далее - памятники природы), а территорий, занятых ими, - особо охраняемыми природными территориями;
6) утверждение границ особо охраняемых природных территорий, занимаемых памятниками природы;
7) утверждение паспортов памятников природы;
8) принятие решений о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
9) определение исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
10) установление порядка охраны особо охраняемых природных территорий;
11) установление порядка осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
12) принятие решений о создании дендрологических парков и ботанических садов;
13) утверждение положений о дендрологических парках и ботанических садах;
14) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области организации и охраны особо охраняемых природных территорий.
8. В области обращения с отходами Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:
1) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами на территории Санкт-Петербурга;
2) разработка, утверждение и реализация государственных программ Санкт-Петербурга в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Санкт-Петербурга, участие в разработке и выполнении государственных программ Российской Федерации в области обращения с отходами;
3) участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Санкт-Петербурга;
4) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональные операторы), контроль за их исполнением в пределах своей компетенции;
5) осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
6) участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;
7) установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
8) осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;
9) установление порядка ведения регионального кадастра отходов в Санкт-Петербурге:
10) утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
11) утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
12) утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами:
13) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
14) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
15) утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);
16) регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
17) разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
18) утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору:
19) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга в области обращения с отходами.
Основными задачами экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга являются:
1) создание благоприятных условий для экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга:
2) создание межведомственной системы взаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга, организаций и граждан в осуществлении деятельности по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга;
3) межрегиональное сотрудничество в сфере экологического просвещения, экологического образования и формирования и экологической культуры.
Деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных учреждений и предприятий Санкт-Петербурга, коммерческих и некоммерческих организаций и граждан по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга осуществляется посредством:
1) экологического образования;
2) экологического просвещения (в том числе в форме экологической пропаганды).
1. В целях координации деятельности и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга между собой, а также с иными субъектами, осуществляющими деятельность по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга, указанными в настоящем разделе, создается координационный совет по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга (далее - координационный совет).
2. Положение о координационном совете, его численный и персональный состав утверждаются Правительством Санкт-Петербурга.
3. Не менее одной трети состава координационного совета формируется из представителей Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представителей общественных организаций, научных и педагогических работников, осуществляющих свою деятельность в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры.
1. Система экологического образования на территории Санкт-Петербурга включает в себя общее образование, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
2. Экологическое образование в организациях и учреждениях, расположенных на территории Санкт-Петербурга, осуществляется в рамках образовательных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
3. В целях развития экологического образования на территории Санкт-Петербурга осуществляется государственная поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и природопользования.
1. Экологическое просвещение на территории Санкт-Петербурга осуществляется органами государственной власти Санкт-Петербурга, некоммерческими организациями и общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
2. Экологическое просвещение на территории Санкт-Петербурга осуществляется в следующих формах:
1) информирование населения Санкт-Петербурга о принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
2) осуществление экологической пропаганды на территории Санкт-Петербурга;
3) организация и проведение научно-практических конференций, лекториев, семинаров, "круглых столов" и иных форм собрания граждан для решения, обсуждения вопросов в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности;
4) издание литературы по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и природопользования;
5) проведение международных, всероссийских, региональных и местных массовых природоохранных акций, конкурсов, фестивалей, выставок, посвященных вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности;
6) иные формы, не противоречащие действующему законодательству.
3. Экологическая пропаганда на территории Санкт-Петербурга осуществляется через средства массовой информации, в том числе посредством выпуска специализированных радио- и телепрограмм, социальной рекламы, фильмов, программ и передач, печатных изданий, посвященных вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству Санкт-Петербурга.
Граждане, общественные и иные некоммерческие организации в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга:
1) вносить в органы государственной власти Санкт-Петербурга предложения по вопросам экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга;
2) участвовать в заседаниях координационного совета в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга;
3) получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды, необходимую для осуществления деятельности по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга;
4) осуществлять экологическое просвещение в формах, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 настоящего Кодекса;
5) осуществлять иные права в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры в соответствии с законодательством.
На территории Санкт-Петербурга могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
1) охота;
2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;
4) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
5) изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
7) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
1. К особо охраняемым природным территориям относятся:
1) природные парки;
2) государственные природные заказники;
3) памятники природы;
4) дендрологические парки и ботанические сады.
2. В целях защиты и охраны особо охраняемых природных территорий в границах таких территорий устанавливается режим особой охраны, представляющий собой систему ограничений и запретов в отношении хозяйственной и иной деятельности, которая причиняет или может причинить вред природным комплексам и объектам особо охраняемых природных территорий.
В границах особо охраняемой природной территории запрещается предоставление земельных участков для осуществления деятельности, противоречащей режиму особой охраны указанной территории.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается Губернатором Санкт-Петербурга.
3. Вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий решаются в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
1. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
2. Природные парки создаются по решению Правительства Санкт-Петербурга, которое подлежит согласованию:
1) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
2) с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах природных парков будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
3. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями Санкт-Петербурга, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
4. Положение о природном парке утверждается Правительством Санкт-Петербурга. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством Санкт-Петербурга по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды с учетом требований статьи 18 настоящего Кодекса.
1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
2. Государственные природные заказники создаются по решению Правительства Санкт-Петербурга, которое подлежит согласованию:
1) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
2) с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах государственных природных заказников будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
3. Управление государственными природными заказниками осуществляется организациями, уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга.
4. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника определяются Правительством Санкт-Петербурга с учетом требований статьи 18 настоящего Кодекса.
Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, расположенные на территории Санкт-Петербурга, объявляются Правительством Санкт-Петербурга памятниками природы, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями.
При принятии решения об объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы Правительство Санкт-Петербурга утверждает границы особо охраняемой природной территории, занимаемой памятником природы, и определяет режим особой охраны территории памятника природы, а также утверждает паспорт данного памятника природы с учетом требований статьи 18 настоящего Кодекса.
Дендрологические парки и ботанические сады создаются по решению Правительства Санкт-Петербурга для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.
Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга, и подведомственными им государственными учреждениями Санкт-Петербурга.
Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых Правительством Санкт-Петербурга с учетом требований статьи 18 настоящего Кодекса.
1. Положение об особо охраняемой природной территории (паспорт особо охраняемой природной территории) включает в себя следующие сведения:
наименование особо охраняемой природной территории;
описание целей и задач создания особо охраняемой природной территории;
описание местоположения особо охраняемой природной территории с указанием ее площади и приложением карты границ;
описание границ охранной зоны особо охраняемой природной территории (при ее наличии);
сведения об охраняемых природных комплексах и объектах, а также объектах исторического и культурного наследия, расположенных на особо охраняемой природной территории (при их наличии);
сведения о режиме (режимах) особой охраны особо охраняемой природной территории;
сведения о регулируемом режиме хозяйственной и иной деятельности охранной зоны особо охраняемой природной территории (при ее наличии);
наименование исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, учреждения или иной организации, осуществляющих управление особо охраняемой природной территорией (за исключением памятников природы);
сведения о земельных участках, расположенных на особо охраняемой природной территории, предоставленных физическим и юридическим лицам, с указанием кадастрового номера, размера площади и вида разрешенного использования;
иные сведения.
2. Положение о природном парке, помимо сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включает сведения о функциональном зонировании территории природного парка и о режимах использования и особой охраны для каждой функциональной зоны.
1. Красная книга Санкт-Петербурга (далее - Красная книга) учреждается в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, обитающих (произрастающих) на территории (акватории) Санкт-Петербурга, и издается не реже одного раза в 10 лет.
2. Красная книга ведется на основании систематически обновляемых данных о состоянии, распространении, мерах охраны об объектах животного и растительного мира.
3. Структура, состав и содержание Красной книги определяются Правительством Санкт-Петербурга с учетом положений статей 20 и 23 настоящего Кодекса.
4. Правительство Санкт-Петербурга устанавливает порядок ведения Красной книги, а также порядок сохранения генетического фонда редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории Санкт-Петербурга в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания.
В Красную книгу включаются объекты животного и растительного мира, которые нуждаются в особых мерах охраны на территории Санкт-Петербурга:
1) находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира;
2) уязвимые, эндемичные и редкие объекты животного и растительного мира, охрана которых важна для сохранения фауны и флоры природно-климатической зоны, в которой располагается Санкт-Петербург;
3) объекты животного и растительного мира, реальная или потенциальная хозяйственная ценность которых установлена и численность которых при существующих темпах эксплуатации может существенно уменьшиться;
4) объекты животного и растительного мира, которым не требуется срочных мер охраны, но в силу уязвимости (в том числе обитающие на границе ареала, естественно редкие) необходим государственный контроль над их состоянием;
5) объекты животного и растительного мира, подпадающие под действие международных соглашений и конвенций, а также межрегиональных соглашений.
Ведение Красной книги включает:
1) сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, занесенных и рекомендуемых к занесению в Красную книгу;
2) создание и пополнение банка данных (в том числе электронной базы данных) по объектам животного и растительного мира, занесенным и рекомендуемым к занесению в Красную книгу;
3) организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира, занесенных и рекомендуемых к занесению в Красную книгу;
4) занесение в установленном порядке в Красную книгу и исключение из Красной книги объектов животного и растительного мира;
5) подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги и отдельных публикаций на ее основе;
6) подготовку и реализацию предложений по особым мерам охраны объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, в том числе подготовку предложений по образованию особо охраняемых природных территорий, а также организацию мероприятий по сохранению генетического фонда объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.
1. Для решения вопросов, связанных с ведением Красной книги, в том числе занесения в Красную книгу и исключения из Красной книги объектов животного и растительного мира. Правительство Санкт-Петербурга создает Комиссию по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира (далее - Комиссия).
2. Положение о Комиссии, ее численный и персональный состав утверждаются Правительством Санкт-Петербурга.
3. В состав Комиссии включается не менее двух представителей Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также не менее трех представителей общественных организаций, научных работников, осуществляющих свою деятельность в экологической сфере.
1. В Красную книгу заносятся объекты животного и растительного мира, постоянно или временно обитающие или произрастающие в естественных условиях на территории и в водоемах Санкт-Петербурга, которые нуждаются в особой охране.
2. Правительство Санкт-Петербурга принимает решение о занесении в Красную книгу либо об исключении из Красной книги объекта животного или растительного мира.
3. Предложения о занесении в Красную книгу либо об исключении из Красной книги объекта животного или растительного мира вправе вносить граждане и общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды.
4. Основанием для занесения в Красную книгу объекта животного или растительного мира служат данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, неблагоприятных изменениях условий существования объекта животного или растительного мира или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению, а также данные о новых нахождениях вида, считавшегося безвозвратно потерянным (вымершим).
5. Основанием для исключения из Красной книги объекта животного или растительного мира служат данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о положительных изменениях условий существования объекта животного или растительного мира или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия особых мер по его сохранению и восстановлению, а также в случае его безвозвратной потери (вымирания).
6. Правительство Санкт-Петербурга направляет предложения, указанные в пункте 3 настоящей статьи, в Комиссию, которая рассматривает их и принимает решение рекомендовать Правительству Санкт-Петербурга принять решение о занесении в Красную книгу либо об исключении из Красной книги объекта животного или растительного мира, либо не рекомендовать принимать решение о занесении в Красную книгу либо об исключении из Красной книги объекта животного или растительного мира.
1. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и ухудшающая среду их обитания.
2. Правительство Санкт-Петербурга устанавливает порядок охраны объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, а также разрабатывает и утверждает перечень категорий охраны объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу.
1. Ведение регионального кадастра отходов представляет собой деятельность по сбору, накоплению, систематизации и анализу данных в области обращения с отходами на территории Санкт-Петербурга.
2. Региональный кадастр отходов ведется на основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
3. Целями ведения регионального кадастра отходов являются:
1) сбор, накопление, систематизация и анализ данных в сфере обращения с отходами на территории Санкт-Петербурга;
2) выявление закономерностей в сфере обращения с отходами для разработки природоохранных мероприятий на территории Санкт-Петербурга;
3) обеспечение информацией в сфере обращения с отходами органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, граждан и организаций.
4. Структура регионального кадастра отходов определяется Правительством Санкт-Петербурга.
5. Учет сведений, используемых для составления регионального кадастра отходов, ведется на бумажном и электронном носителях с учетом обеспечения совместимости форматов представления данных с программным комплексом информационных систем федеральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
6. Порядок предоставления органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации, необходимой для ведения регионального кадастра отходов, определяется Правительством Санкт-Петербурга.
7. Региональный кадастр отходов включает в себя следующие сведения:
1) реестр объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов:
2) банк данных об отходах, включая сведения о происхождении, количестве, свойствах и классе опасности отходов;
3) перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы;
4) о применяемых и перспективных (планируемых) технологиях, средствах и методах сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов различных видов;
5) о разработчиках наилучших доступных технологий при обращении с отходами на территории Санкт-Петербурга.
1. Финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Санкт-Петербурга полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением полномочий, предусмотренных в подпунктах 4 - 14 пункта 5, подпунктах 1 - 10 пункта 6 статьи 4 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Санкт-Петербурга полномочий, предусмотренных подпунктами 4 - 14 пункта 5, подпунктами 1 - 10 пункта 6 статьи 4 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. Финансирование расходов, связанных с реализацией системы мер по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга субъектами деятельности в области экологического просвещения, экологического образования, формирования экологической культуры, не являющимися органами государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляется указанными субъектами за счет собственных средств, а также за счет средств, направляемых на указанные цели в порядке, предусмотренном Законом Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года N 153-41 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге".
Со дня вступления в силу настоящего Кодекса признать утратившими силу:
1) Закон Санкт-Петербурга от 11 октября 2006 года N 491-79 "О разграничении полномочий между органами государственной власти Санкт-Петербурга в области государственной экологической экспертизы";
2) Закон Санкт-Петербурга от 23 апреля 2008 года N 254-41 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге";
3) Закон Санкт-Петербурга от 1 октября 2008 года N 584-101 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Санкт-Петербурга":
4) Закон Санкт-Петербурга от 3 декабря 2008 года N 764-141 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга";
5) Закон Санкт-Петербурга от 19 октября 2011 года N 639-128 "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Санкт-Петербурге";
6) Закон Санкт-Петербурга от 21 октября 2015 года N 637-121 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Санкт-Петербурга".
Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 января 2017 года.
Губернатор Санкт-Петербурга | Г. С. Полтавченко |
Санкт-Петербург
18 июля 2016 года
N 455-88