(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 204-88"Специальные нормы и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Ведомственные строительные нормы ВСН 204-88"Специальные нормы и технические условия на проектирование и строительство автомобильных дорог на полуострове Ямал"(утв. приказом Министерства транспортного строительства от 15 декабря 1988 г. N АЧ-4404-8)

Срок введения 30 марта 1989 г.
Взамен ВСН 204-85

1. Общие положения

1.1. Настоящие нормы разработаны во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 797 (п. 10) от 20 августа 1985 г. "О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1986-1990 годах" взамен ВСН 204-85. Они откорректированы с учетом опыта проектирования и строительства автомобильных и железных дорог для нефтяных и газовых промыслов на севере Западной Сибири, накопленного в 1986-1988 гг.
1.2. Настоящие нормы необходимо соблюдать при проектировании и строительстве автомобильных дорог на территории полуострова Ямал, а также в других северных районах тундры Тюменской обл. с природно-климатическими условиями, аналогичными условиям полуострова Ямал.
1.3. При необходимости использовать нормы и правила, не предусмотренные настоящим документом, следует руководствоваться главами СНиП 2.02.04-88, СНиП 2.05.03-84; СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, "Инструкцией по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты" ВСН 84-89 Минтрансстроя, "Инструкцией по проектированию автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири" ВСН 26-80 Миннефтепрома и другими утвержденными ведомственными нормами, согласованными с Госстроем СССР.
1.4. В проекте должны быть предусмотрены мероприятия по защите окружающей среды с учетом максимального сохранения естественного покрова прилегающих к автомобильной дороге ландшафтных комплексов, предупреждения термоэрозии, термокарста, солифлюкционных и других криогенных процессов.
1.5. В целях своевременной ликвидации деформаций земляного полотна и дорожных одежд, возникающих в процессе строительства и временной эксплуатации автомобильных дорог, необходимо предусматривать дополнительные затраты на проектно-изыскательские работы для сложных участков территории полуострова Ямал ; перечень работ и объемы затрат должны быть согласованы с заказчиком.

2. Проектирование земляного полотна

2.1. При проектировании и выборе конструкций земляного полотна автомобильных дорог на полуострове Ямал необходимо учитывать, что для рассматриваемого района характерны:
длительный (до 10 мес) период с отрицательными температурами воздуха;
значительный снегоперенос в зимний период;
малая глубина оттаивания грунтов деятельного слоя;
высокая степень льдистости вечномерзлых грунтов и, вследствие этого, их сжимаемость (просадочность) при оттаивании;
повсеместные обводненность и заболоченность территории;
широкое распространение торфяных грунтов;
развитие экзогенных процессов: эрозии, солифлюкции, термокарста и морозного трещинообразования.
2.2. Для обеспечения устойчивости дорожной конструкции (земляного полотна и дорожной одежды) следует:
проектировать земляное полотно, как правило, в насыпях;
возводить земляное полотно, как правило, из талых или сухомерзлых грунтов, гравийно-песчаных смесей, крупно- и мелкозернистых песков, включая гидронамывные;
заменять переувлажненные и льдонасыщенные грунты в буграх пучения теплоизолирующими (торфяными);
предусматривать теплоизоляцию подземных инъекционно-жильных льдов;
осуществлять конструктивные мероприятия для защиты обочин, откосов и склоновых элементов рельефа от эрозии, солифлюкции, термокарста;
сохранять мохово-растительный покров в основании насыпей и на прилегающей территории, не допуская разработки боковых резервов, устройства коммуникаций, временных дорог для движения построечного транспорта, строительства временных зданий и сооружений за пределами полосы отвода на расстоянии не менее 100 м.
2.3. Допускается применять твердомерзлые песчаные и глинистые, а также пластично-мерзлые торфяные грунты, используя при этом естественные и искусственные, теплоизолирующие, а также нетканые геотекстильные материалы в основании и теле земляного полотна.
2.4. Земляное полотно в выемках допускается в исключительных случаях, обусловленных рельефом местности, необходимостью трассы с предельно допустимыми уклонами, которые должны быть обоснованы в проекте. Конфигурацию выемки (крутизну откосов, наличие полок, боковых канав), а также мероприятия по обеспечению устойчивости дорожной конструкции устанавливают расчетом.
2.5. Минимальную высоту насыпей следует назначать на основе комплексного учета условий снегозаносимости, устойчивости и допустимой осадки в процессе строительства и эксплуатации.
Проектные решения по обеспечению снегонезаносимости (требуемая высота насыпи, крутизна откосов и т.п.) следует принимать в комплексе с работами по зимнему содержанию в соответствии с требованиями Инструкции ВСН 84-89.
2.6. При проектировании земляного полотна в насыпях необходимо руководствоваться следующими двумя принципами проектирования (использования грунтов основания в мерзлом или талом состоянии):
первый - обеспечение поднятия верхнего горизонта вечной мерзлоты до подошвы насыпи и сохранения его на этом уровне в течение всего периода строительства и эксплуатации;
второй - допущение оттаивания грунтов в основании насыпи в период эксплуатации на расчетной глубине с учетом допустимых деформаций покрытия.
2.7. Принцип проектирования, обеспечивающий требуемое поднятие верхнего горизонта вечномерзлых грунтов в основании земляного полотна, устанавливают в такой последовательности: для минимальной высоты насыпи (назначенной из условия снегонезаносимости) рассчитывают глубину протаивания дорожной конструкции и грунта основания для конкретных условий и определяют фактическое положение верхнего горизонта вечномерзлых грунтов в пределах основания насыпи. По характеру расположения расчетного горизонта вечномерзлых грунтов в основании насыпи устанавливают принцип проектирования и оценивают его соответствие требуемому.
2.8. Если при минимальной высоте насыпи, определенной из условия ее снегонезаносимости, не обеспечивается требуемый принцип проектирования (см. п. 2.6), то необходимо либо увеличить высоту насыпи до значений по теплотехническому расчету, либо при минимальной высоте насыпи использовать теплоизолирующие и геотекстильные армирующие прослойки в конструктивных слоях насыпи и ее основании. Выбор проектного решения осуществляют на основе технико-экономического обоснования с учетом наличия источников получения грунтов, их состава и состояния, а также наличия искусственных материалов для дополнительных конструктивных слоев.
2.9. При выполнении теплотехнических расчетов необходимо учитывать влияние снежных отложений, образующихся на откосах земляного полотна, на изменение теплового режима грунта насыпи и его основания, их устойчивость при неравномерном оттаивании мерзлых и вечномерзлых грунтов, а также на возможность образования термокарста в пределах полосы отвода.
2.10. Для участков с полигонально-жильными льдами, залегающими на глубине меньше двойной толщины деятельного слоя или равной ей, необходимо применять только первый принцип проектирования с тем, чтобы не допустить протаивания вечномерзлых грунтов в процессе строительства и эксплуатации; требуемый температурный режим обеспечивается при минимальной высоте насыпи термоизолирующими слоями из естественных и искусственных материалов в основании земляного полотна. Толщину слоев устанавливают на основе теплотехнического расчета.
2.11. Независимо от принятого принципа проектирования в случае применения мерзлых или талых переувлажненных грунтов в земляном полотне необходимо расчетом определить конечную величину осадки и время ее завершения для расчетной конструкции насыпи и дорожной одежды. Дополнительный объем грунта на устранение осадки устанавливают расчетом, учитывая при этом сжимаемость всех оттаивающих слоев, а также их осадку в процессе сооружения земляного полотна под действием уплотняющих средств и построечного транспорта.
2.12. На участках сильнопросадочных низкотемпературных вечномерзлых грунтов минимальная высота насыпи должна во всех случаях обеспечивать сохранение грунтов основания в мерзлом состоянии в период эксплуатации дороги.
2.13. В пределах выделенных типичных по мерзлотно-грунтовым условиям участков трассы следует выдерживать один и тот же принцип проектирования путем регулирования мерзлотного режима и деформированного состояния грунтов основания.
2.14. Проектировать земляное полотно надлежит:
по первому принципу - на участках со среднегодовой температурой вечномерзлых грунтов 1V-V категорий просадочности ниже минус 1,5°С (на глубине нулевых годовых амплитуд);
по второму принципу - на участках со среднегодовой температурой вечномерзлых грунтов II-III категорий просадочности ниже минус 1,5°С (на глубине нулевых годовых амплитуд).
2.15. Конструкции земляного полотна в зависимости от их вида, расположения на элементах рельефа, категории просадочности вечномерзлых грунтов основания при оттаивании, их температуры, состава и состояния грунтов в карьерах, технологии работ следует принимать, как правило, по типовым решениям согласно альбому N 503-0-49М, учитывая при этом характерные ландшафтные комплексы территории полуострова Ямал (табл. 1).
На основе индивидуальных решений необходимо проектировать насыпи на участках проявления солифлюкционных процессов, полигонально-жильных и инъекционных льдов, на подтопляемых элементах рельефа; насыпи из засоленных грунтов, если засоление составляет более 0,5%; при наличии в основании "жидкой мерзлоты", обусловленной засоленностью вечномерзлых грунтов; насыпи, устраиваемые с помощью средств гидромеханизации; насыпи на подходах к мостам; конусы мостовых устоев; выемки, если их устройство обосновано технико-экономическим расчетом.
Индивидуальные решения должны быть обоснованы расчетами: теплотехническим, устойчивости, осадки нестабильных слоев* земляного полотна и оттаивающих слоев основания (мохово-растительного и деятельного); времени завершения осадки для назначения сроков устройства дорожной одежды на второй стадии строительства.
2.16. В качестве базовой конструкции следует проектировать насыпь из сыпучемерзлых или талых грунтов. Крутизну откосов принимают равной 1:3, в стесненных условиях - 1:2. Устойчивость откосов с крутизной менее 1:2 обосновывают расчетами. В зависимости от конкретных условий детально должны быть проработаны конструкции укрепления для защиты обочин и откосов от эрозии, обоснована необходимость применения геотекстильных и термоизолирующих слоев (см. п. 2.8), устройства совместно с земляным полотном или отдельно от него тракторных путей. В последнем случае расстояние таких коммуникаций от основной дороги устанавливают теплотехническим расчетом.
Таблица 1
Геокриологические
условия
Характеристика группы
первой
второй
РельефСклоны водоразделовВодоразделы
МикрорельефКочковатыйМелкокочковатый
Растительные зоныКустарниковая тундраЛесотундра, кустарниковая тундра
Надпочвенный покровМхи, кустарникМхи, лишайники, карликовая береза
Грунты сезонно-
оттаивающего слоя,
их просадочность (дельта) и льдистость (ламбда)
Суглинки (дельта = 0,06+0,15), пески пылеватые (дельта = 0,03), супеси (дельта = 0,05+0,2)Торф незначительной мощности (дельта = 0,5)
Грунты нижележащих слоевПески пылеватые (дельта= 0,02), супеси или легкие суглинки (дельта = 0,1)Супеси (дельта = 0,35)
Глубина сезонно-
оттаивающего слоя, м
0,6-1,20,5
Температура вечно- мерзлых грунтов, °СМинус 4 -
минус 5
Минус 4
Мерзлотные процес-сыСолифлюкцияЭрозия
Характеристика ус-ловийСложныеСложные
Требуемый прин-цип проектированияВторойПервый
Специальные конст-руктивные слоиГеотекстильные прослойки в основании-
Продолжение табл. 1