(Действующий) Строительные нормы и правила СНиП 2.01.07-85*"Нагрузки и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

10. Прогибы и перемещения

Нормы настоящего раздела устанавливают предельные прогибы и перемещения несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений при расчете по второй группе предельных состояний независимо от применяемых строительных материалов.
Нормы не распространяются на сооружения гидротехнические, транспорта, атомных электростанций, а также опор воздушных линий электропередачи, открытых распределительных устройств и антенных сооружений связи.

Общие указания

10.1. При расчете строительных конструкций по прогибам (выгибам) и перемещениям должно быть выполнено условие
, (25)
где f - прогиб (выгиб) и перемещение элемента конструкции (или конструкции в целом), определяемые с учетом факторов, влияющих на их значения, в соответствии с пп. 1-3 рекомендуемого приложения 6;
- предельный прогиб (выгиб) и перемещение, устанавливаемые настоящими нормами.
Расчет необходимо производить исходя из следующих требований:
а) технологических (обеспечение условий нормальной эксплуатации технологического и подъемно-транспортного оборудования, контроотноихмерительных приборов и т. д. );
б) конструктивных (обеспечение целостности примыкающих друг к другу элементов конструкций и их стыков, обеспечение заданных уклонов);
в) физиологических (предотвращение вредных воздействий и ощущений дискомфорта при колебаниях);
г) эстетико-психологических (обеспечение благоприятных впечатлений от внешнего вида конструкций, предотвращение ощущения опасности).
Каждое из указанных требований должно быть выполнено при расчете независимо от других.
Ограничения колебаний конструкций следует устанавливать в соответствии с нормативными документами п. 4 рекомендуемого приложения 6.
10.2. Расчетные ситуации, для которых следует определять прогибы и перемещения, соответствующие им нагрузки, а также требования, касающиеся строительного подъема, приведены в п. 5 рекомендуемого приложения 6.
10.3. Предельные прогибы элементов конструкций покрытий и перекрытий, ограничиваемые исходя из технологических, конструктивных и физиологических требований, следует отсчитывать от изогнутой оси, соответствующей состоянию элемента в момент приложения нагрузки, от которой вычисляется прогиб, а ограничиваемые исходя из эстетико-психологических требований от прямой, соединяющей опоры этих элементов (см. также п. 7 рекомендуемого приложения 6).
10.4. Прогибы элементов конструкций не ограничиваются исходя из эстетико-психологических требований, если не ухудшают внешний вид конструкций (например, мембранные покрытия, наклонные козырьки, конструкции с провисающим или приподнятым нижним поясом) или если элементы конструкций скрыты от обзора. Прогибы не ограничиваются исходя из указанных требований и для конструкций перекрытий и покрытий над помещениями с непродолжительным пребыванием людей (например, трансформаторных подстанций, чердаков).
Примечание. Для всех типов покрытий целостность кровельного ковра следует обеспечивать, как правило, конструктивными мероприятиями (например, использованием компенсаторов, созданием неразрезности элементов покрытия), а не повышением жесткости несущих элементов.
10.5. Коэффициент надежности по нагрузке для всех учитываемых нагрузок и коэффициент динамичности для нагрузок от погрузчиков, электрокаров, мостовых и подвесных кранов следует принимать равными единице.
Коэффициенты надежности по ответственности необходимо принимать в соответствии с обязательным приложением 7.
10.6. Для элементов конструкций зданий и сооружений, предельные прогибы и перемещения которых не оговорены настоящим и другими нормативными документами, вертикальные и горизонтальные прогибы и перемещения от постоянных, длительных и кратковременных нагрузок не должны превышать 1/150 пролета или 1/75 вылета консоли.

Вертикальные предельные прогибы элементов конструкций

10.7. Вертикальные продельные прогибы элементов конструкций и нагрузки, от которых следует определять прогибы, приведены в табл. 19. Требования к зазорам между смежными элементами приведены в п. 6 рекомендуемого приложения 6.
Таблица 19
┌─────────────────────────┬───────────────┬────────────┬────────────────┐
│ Элементы конструкций │ Предъявляемые │Вертикальные│Нагрузки для оп-│
│ │ требования │ предельные │ределения верти-│
│ │ │прогибы f_u │кальных прогибов│
├─────────────────────────┼───────────────┼────────────┼────────────────┤
│1. Балки крановых путей│ │ │ │
│под мостовые и подвесные│ │ │ │
│краны, управляемые: │ │ │ │
│ с пола, в том числе│Технологические│ l/250 │От одного крана │
│тельферы (тали) │ │ │ │
│ из кабины при группах│Физиологические│ │ │
│ режимов работы │ и │ │ │
│(по ГОСТ 25546-82): │технологические│ │ │
│ 1К-6К │ │ l/400 │То же │
│ 7К │ │ l/500 │" │
│ 8К │ │ l/600 │" │
│2. Балки, фермы, ригели,│ │ │ │
│прогоны, плиты, настилы│ │ │ │
│(включая поперечные ребра│ │ │ │
│плит и настилов): │ │ │ │
│ а) покрытий и перекры-│ Эстетико- │ │Постоянные и│
│тий, открытых для обзора,│психологические│ │временные дли-│
│при пролете l, м: │ │ │тельные │
│ l <= 1 │ │ l/120 │ │
│ l = 3 │ │ l/150 │ │
│ l = 6 │ │ l/200 │ │
│ l = 24(12) │ │ l/250 │ │
│ l >= 36(24) │ │ l/300 │ │
│ │ │ │ │
│ б) покрытий и перекры-│Конструктивные │Принимаются │Приводящие к│
│тий при наличии перегоро-│ │в соответст-│уменьшению зазо-│
│док под ними │ │вии с п.6│ра между несущи-│
│ │ │рекомендуе- │ми элементами│
│ │ │мого прило-│конструкций и│
│ │ │жения 6 │перегородками, │
│ │ │ │расположенными │
│ │ │ │под элементами │
│ в) покрытий и перекры-│ " │ l/150 │Действующие пос-│
│тий при наличии на них│ │ │ле выполнения│
│элементов, подверженных│ │ │перегородок, по-│
│растрескиванию (стяжек,│ │ │лов, стяжек │
│полов, перегородок) │ │ │ │
│ г) покрытий и перекры-│ │ │ │
│тий при наличии тельферов│ │ │ │
│(талей), подвесных кра-│ │ │ │
│нов, управляемых: │ │ │ │
│ с пола │Технологические│ l/300 или│Временные с уче-│
│ │ │a/150 (мень-│том нагрузки от│
│ │ │шее из двух)│одного крана или│
│ │ │ │тельфера (тали)│
│ │ │ │на одном пути │
│ из кабины │Физиологические│ l/400 или│От одного крана│
│ │ │а/200 (мень-│или тельфера│
│ │ │шее из двух)│(тали) на одном│
│ │ │ │пути │
│ д) перекрытий, подвер-│Физиологические│ │ │
│женных действию: │ и │ │ │
│ перемещаемых грузов,│технологические│ l/350 │0,7 полных нор-│
│материалов, узлов и эле-│ │ │мативных значе-│
│ментов оборудования и│ │ │ний временных│
│других подвижных нагрузок│ │ │нагрузок или на-│
│(в том числе при безрель-│ │ │грузки от одного│
│совом напольном транспор-│ │ │погрузчика (бо-│
│те) │ │ │лее неблагопри-│
│ │ │ │ятное из двух) │
│ нагрузок от рельсово-│ │ │ │
│го транспорта: │ │ │ │
│ узкоколейного │ │ l/400 │От одного соста-│
│ │ │ │ва вагонов (или│
│ │ │ │одной напольной│
│ │ │ │машины) на одном│
│ │ │ │пути │
│ ширококолейного │ │ l/500 │То же │
│3. Элементы лестниц (мар-│ Эстетико- │ Те же, что в поз. 2, а │
│ши, площадки, косоуры),│психологические│ │
│балконов, лоджий │ │ │
│ │Физиологические│Определяются в соответствии с│
│ │ │п.10.10
│4. Плиты перекрытий, лес-│ " │ 0,7 мм │Сосредоточенная │
│тничные марши и площадки,│ │ │нагрузка 1 кН│
│прогибу которых не пре-│ │ │(100 кгс) в се-│
│пятствуют смежные элемен-│ │ │редине пролета │
│ты │ │ │ │
│5. Перемычки и навесные│Конструктивные │ l/200 │Приводящие к│
│стеновые панели над окон-│ │ │уменьшению зазо-│
│ными и дверными проемами│ │ │ра между несущи-│
│(ригели и прогоны остек-│ │ │ми элементами и│
│ления) │ │ │оконным или две-│
│ │ │ │рным заполнени-│
│ │ │ │ем, расположен-│
│ │ │ │ным под элемен-│
│ │ │ │тами │
│ │ Эстетико- │ Те же, что в поз. 2, а │
│ │психологические│ │
│ Обозначения, принятые в табл. 19: │
│l - расчетный пролет элемента конструкции; │
│а - шаг балок или ферм, к которым крепятся подвесные крановые пути. │
│ Примечания: 1. Для консоли вместо l следует принимать удвоенный ее│
│вылет. │
│ 2. Для промежуточных значений l в поз. 2, а предельные прогибы│
│следует определять линейной интерполяцией, учитывая требования п. 7│
│рекомендуемого приложения 6.
│ 3. В поз.2, а цифры, указанные в скобках, следует принимать при│
│высоте помещений до 6 м включительно. │
│ 4. Особенности вычисления прогибов по поз. 2, г указаны в п. 8│
│рекомендуемого приложения 6.
│ 5. При ограничении прогибов эстетико-психологическими требованиями│
│допускается пролет l принимать равным расстоянию между внутренними│
│поверхностями несущих стен (или колонн). │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
10.8. Расстояние (зазор) от верхней точки тележки мостового крана до нижней точки прогнутых несущих конструкций покрытий (или предметов, прикрепленных к ним) должно быть не менее 100 мм.
10.9. Прогибы элементов покрытий должны быть такими, чтобы, несмотря на их наличие, был обеспечен уклон кровли не менее 1/200 в одном из направлений (кроме случаев, оговоренных в других нормативных документах).
10.10. Предельные прогибы элементов перекрытий (балок, ригелей, плит), лестниц, балконов, лоджий, помещений жилых и общественных зданий, а также бытовых помещений производственных зданий исходя из физиологических требований следует определять по формуле
, (26)
где g - ускорение свободного падения;
р - нормативное значение нагрузки от людей, возбуждающих колебания, принимаемое по табл. 20;
- пониженное нормативное значение нагрузки на перекрытия, принимаемое по табл. 3 и 20;
q - нормативное значение нагрузки от веса рассчитываемого элемента и опирающихся на него конструкций;
n - частота приложения нагрузки при ходьбе человека, принимаемая по табл. 20;
b - коэффициент, принимаемый по табл. 20.
Таблица 20
┌──────────────────────┬─────────┬────────┬─────┬────────────────────────────────┐
│Помещения, принимаемые│р, кПа│р_1, кПа│n, Гц│ b │
│по табл. 3 │(кгс/м2) │(кгс/м2)│ │ │
├──────────────────────┼─────────┼────────┼─────┼────────────────────────────────┤
│Поз.1, 2, кроме класс-│0,25 (25)│Принима-│ 1,5 │ Q │
│ных и бытовых; │ │ется по│ │125 кв.корень(─────────────────)│
│поз. 3, 4,а, 9,б, 10,б│ │табл.3 │ │ альфа х p х a х l │
├──────────────────────┼─────────┼────────┼─────┼────────────────────────────────┤
│Поз. 2 - классные и│ 0,5 (50)│ То же │ 1,5 │ Q │
│бытовые; поз. 4, б-г,│ │ │ │125 кв.корень(─────────────────)│
│кроме танцевальных; │ │ │ │ альфа х p х a х l ││
│поз. 9,а, 10,а, 12, 13│ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────────┼────────┼─────┼────────────────────────────────┤
│Поз. 4 - танцевальные;│1,5 (150)│0,2 (20)│ 2,0 │ 50 │
│поз. 6, 7 │ │ │ │ │
│ │
│ Обозначения, принятые в табл. 20: │
│ Q - вес одного человека, принимаемый равным 0,8 кН (80 кгс); │
│ альфа - коэффициент, принимаемый равным 1,0 для элементов, │
│рассчитываемых по балочной схеме, 0,5 - в остальных случаях (например, │
│при опирании плит по трем или четырем сторонам); │
│ a - шаг балок, ригелей, ширина плит (настилов), м; │
│ l - расчетный пролет элемента конструкции, м. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Прогибы следует определять от суммы нагрузок , где - коэффициент, определяемый по формуле (1).

Горизонтальные предельные прогибы колонн и тормозных конструкций от крановых нагрузок

10.11. Горизонтальные предельные прогибы колонн зданий, оборудованных мостовыми кранами, крановых эстакад, а также балок крановых путей и тормозных конструкций (балок или ферм), следует принимать по табл. 21, но не менее 6 мм.
Прогибы следует проверять на отметке головки крановых рельсов от сил торможения тележки одного крана, направленных поперек кранового пути, без учета крена фундаментов.
Таблица 21
┌───────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Группы │ Предельные прогибы f_u │
│режимов├───────────────────────────────────┬───────────────────────────┤
│работы │ колонн │балок крановых путей и тор-│
│кранов ├─────────────────┬─────────────────┤мозных конструкций, зданий│
│ │зданий и крытых │открытых крановых│и крановых эстакад (крытых│
│ │крановых эстакад │эстакад │и открытых │
├───────┼─────────────────┼─────────────────┼───────────────────────────┤
│ 1К-3К │ h/500 │ h/1500 │ l/500 │
│ 4К-6К │ h/1000 │ h/2000 │ l/1000 │
│ 7К-8К │ h/2000 │ h/2500 │ l/2000 │
│ Обозначения, принятые в табл. 21: │
│ h - высота от верха фундамента до головки кранового рельса (для│
│одноэтажных зданий и крытых и открытых крановых эстакад) или расстояние│
│от оси ригеля перекрытия до головки кранового рельса (для верхних│
│этажей многоэтажных зданий); │
│ l - расчетный пролет элемента конструкции (балки). │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
10.12. Горизонтальные предельные сближения крановых путей открытых эстакад от горизонтальных и внецентренно приложенных вертикальных нагрузок от одного крана (без учета крена фундаментов), ограничиваемые исходя из технологических требований, следует принимать равными 20 мм.

Горизонтальные предельные перемещения и прогибы каркасных зданий, отдельных элементов конструкций и опор конвейерных галерей от ветровой нагрузки, крена фундаментов и температурных климатических воздействий

10.13. Горизонтальные предельные перемещения каркасных зданий, ограничиваемые исходя из конструктивных требований (обеспечение целостности заполнения каркаса стенами, перегородками, оконными и дверными элементами), приведены в табл. 22. Указания по определению перемещений приведены в п. 9 рекомендуемого приложения 6.
10.14. Горизонтальные перемещения каркасных зданий следует определять, как правило, с учетом крена (поворота) фундаментов. При этом нагрузки от веса оборудования, мебели, людей, складируемых материалов и изделий следует учитывать только при сплошном равномерном загружении всех перекрытий многоэтажных зданий этими нагрузками (с учетом их снижения в зависимости от числа этажей), за исключением случаев, при которых по условиям нормальной эксплуатации предусматривается иное загружение.
Крен фундаментов следует определять с учетом ветровой нагрузки, принимаемой в размере 30% нормативного значения.
Для зданий высотой до 40 м (и опор конвейерных галерей любой высоты), расположенных в ветровых районах I-IV, крен фундаментов, вызываемый ветровой нагрузкой, допускается не учитывать.