(Действующий) Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 25950-83 "Топливо для...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 25950-83 "Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 28 октября 1983 г. N 5181)

Jet aircraft fuel with antistatic additive. Method for determination of specific conductivity

Срок действия установлен с 1 января 1985 г. до 1 января 1990 г.
Настоящий стандарт распространяется на топливо для реактивных двигателей, содержащее антистатическую присадку, и устанавливает метод определения удельной электрической проводимоcти в диапазоне от 10 до 1000 пСм/м.
Метод предназначен для определения удельной электрической проводимости реактивных топлив с помощью переносного прибора типа ЭЛIB в отобранных пробах, а также непосредственно в емкостях.
Стандарт соответствует методу А ИСО 6297-83.

1. Аппаратура, реактивы и материалы

1.1. При определении электрической проводимости реактивных топлив применяют:
1.1.1. Прибор переносного типа ЭЛ1В (черт. 1) с пределами показаний от 0 до 1000 пСм/м с приведенной погрешностью 2% в диапазоне измерений от 10 до 1000 пСм/м или аналогичный прибор, обеспечивающий измерение удельной электрической проводимости с той же погрешностью.
Погружной чувствительный элемент состоит из двух электродов, выполненных в виде коаксиальных цилиндров. Во внутреннем цилиндре помещен полупроводниковый усилитель, во внешнем - имеются отверстия в верхнем и нижнем сечении, служащие для заполнения кольцевого зазора между электродами и освобождения его от топлива, а также промывки погружного чувствительного элемента. Блок измерения включает в себя показывающий стрелочный прибор и батарею электропитания.
1.1.2. Термометр ТЛ с ценой деления не более 0,5°С.
1.1.3. Сосуд стеклянный или металлический вместимостью не менее 1 дм3 и высотой, обеспечивающей полное погружение в топливо чувствительного элемента.

2. Подготовка к испытанию

2.1. Переносной прибор типа ЭЛIB готовят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
2.2. При определении удельной электрической проводимости в отобранной пробе топлива объединенную или точечную пробу топлива отбирают по ГОСТ 2517-85 в количестве не менее 1 дм3.
2.3. Перед отбором пробы пробоотборник по ГОСТ 2517-85 не менее трех раз промывают испытуемым топливом.
2.4. Сосуд для испытуемого образца топлива (п. 1.1.3) должен быть чистым и сухим. Перед наполнением сосуд не менее трех раз промывают испытуемым топливом.

3. Проведение испытания

3.1. Удельную электрическую проводимость топлива определяют в емкостях по истечении не менее 30 мин после их наполнения.
3.1.1. Переносный прибор типа ЭЛIB заземляют и опускают чувствительный элемент в топливо на требуемый уровень. При этом следят, чтобы чувствительный элемент был полностью погружен в топливо и не касался водного слоя в емкости.
При контакте чувствительного элемента с водой стрелка прибора выйдет за пределы шкалы. При этом чувствительный элемент необходимо поднять выше слоя воды и промыть, поднимая и опуская его в топливе не менее трех раз на 300 - 400 мм.
3.1.2. После промывки погружного чувствительного элемента определяют удельную электрическую проводимость топлива нажатием на кнопку 500. Если проводимость окажется выше 500 пСм/м, то повторно проводят промывку погружного чувствительного элемента, а затем измеряют удельную электрическую проводимость топлива нажатием на кнопку 1000. Максимальное показание прибора записывают после возвращения стрелки, вызванного инерционным забросом, определение повторяют.
3.2. Удельную электрическую проводимость в отобранной пробе определяют не более чем через 30 мин после отбора.
3.2.1. Чувствительный элемент промывают, погружая его в сосуд со свежей порцией испытуемого топлива не менее трех раз. Не допускается погружение кабеля в топливо. После этого определяют удельную электрическую проводимость, как указано в п. 3.1.2. Определение повторяют на свежей порции испытуемого топлива.
3.3. Отсчет результатов определения удельной электрической проводимости проводят с точностью до половины цены деления шкалы прибора.
3.4. Температуру топлива в сосуде с отобранной пробой фиксируют сразу после определения удельной электрической проводимости.
3.5. Пересчет удельной электрической проводимости в зависимости от температуры ведут по черт. 2. Для этого на графике находят точку, соответствующую измеренной удельной электрической проводимости и температуре топлива. Через эту точку проводят прямую, параллельную установленной зависимости до пересечения с ординатой требуемой температуры, и по точке пересечения находят значения удельной электрической проводимости.

4. Обработка результатов

4.1. За результат испытания принимают среднее арифметическое двух последовательных определений при условии, что допускаемое расхождение между ними не превышает значения сходимости результатов определений, приведенных в таблице. Результат испытания округляют до значения кратного 5.
4.2. Сходимость метода
Два результата определения, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значений, приведенных в таблице.
Удельная электрическая проводимость топлива, в диапазоне, пСм/м
Сходимость результатов определения, пСм/м
Воспроизводимость результатов испытания, пСм/м
От 50 до 100
5
5
Св. 100 " 200
5
10
" 200 " 300
5
15
" 300 " 400
5
20
" 400 " 500
5
25
" 500 " 600
10
30
" 600 " 700
10
35
" 700 " 800
10
40
" 800 " 900
10
45
" 900 " 1000
10
50
4.3. Воспроизводимость метода
Два результата испытания, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значений, приведенных в таблице.