(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58139-2018 "Системы менеджмента...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58139-2018 "Системы менеджмента качества. Требования к организациям автомобильной промышленности" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2018 г. N 259-ст)

Quality management systems. Requirements for automotive organizations

ОКС 03.100.70
Дата введения - 1 июля 2018 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Разработан Некоммерческим партнерством "Объединение автопроизводителей России" совместно с Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2018 г. N 259-ст
4 Введен впервые

Введение

Настоящий стандарт разработан в связи с необходимостью создания единого документа, регламентирующего применение требований ГОСТ Р ИСО 9001 к производственной деятельности организаций автомобильной промышленности, включая специфические требования потребителей, и предназначен для повышения конкурентоспособности автомобильной промышленности Российской Федерации, в том числе производителей автомобилей, автомобильных компонентов всех уровней, соответствующего программного обеспечения и сервисных организаций (центров).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:a) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и (или) услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг.Примечания1 В настоящем стандарте термины "продукция" или "услуга" применимы только к продукция и услугам, которые предназначены или затребованы потребителем.2 Законодательные и нормативные правовые требования могут быть обозначены как правовые требования.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, раздел 1]
Настоящий стандарт включает требования ГОСТ Р ИСО 9001, а также устанавливает дополнительные требования к системам менеджмента качества организаций следующего профиля:
- производящие грузовые и легковые автомобили, автобусы, мотоциклы, прицепы и полуприцепы (в этом случае в качестве требований потребителей могут использоваться результаты маркетинговых исследований автомобильных рынков);
- производители и поставщики компонентов всех уровней логистической цепочки поставок при изготовлении изделий, изложенных выше;
- производители программного обеспечения, включаемого в изделия, изложенные выше;
- организации, оказывающие услуги по проектированию, разработке, логистике, маркетингу и т.д. при производстве изделий, изложенных выше;
- организации, оказывающие услуги сервисного обслуживания автомобилей.
Кроме того, если целесообразно, требования настоящего стандарта могут быть применены по своему усмотрению организациями из других секторов экономики.
Настоящий стандарт предназначен для разработки, внедрения и оценки систем менеджмента качества. Оценка систем менеджмента качества может включать внутренние аудиты, аудиты со стороны потребителей и аудиты со стороны органов по сертификации.
Если компания, организация или другое юридическое лицо осуществляют в рамках хозяйственной деятельности поставку различного рода продукции, то понятие "продукция" подразумевает:
- продукцию, предназначенную для потребителя;
- программное обеспечение;
- сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д., включаемые в продукцию, предназначенную для потребителей;
- сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д., непосредственно применяемые при оказании услуг (например, запасные части, используемые при ремонте автомобиля) и т.п.

2 Нормативные ссылки

Следующий документ, полностью или частично, является нормативной ссылкой для настоящего стандарта и необходим для его применения. Для датированных ссылок применяется только указанная версия. Для недатированных ссылок применяется последняя версия ссылочного документа (включая любые поправки).ИСО 9000:2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, раздел 2]
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50995.3.1 Технологическое обеспечение создания продукции. Технологическая подготовка производства
ГОСТ Р 51814.2 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов
ГОСТ Р 51814.3 Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессами
ГОСТ Р 51814.4 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов
ГОСТ Р 51814.5 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Анализ измерительных и контрольных процессов
ГОСТ Р 51814.6 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов
ГОСТ Р 52806 Менеджмент рисков проектов. Общие положения
ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000.

4 Среда организации

4.1 Понимание организации и ее среды

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества.Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах.Примечания1 Рассматриваемые факторы или условия могут быть положительными или отрицательными.2 Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или местном уровне.3 Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.1]

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям, организация должна определить:a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества;b) требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к системе менеджмента качества.Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.2]

4.3 Определение области применения системы менеджмента качества