(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58172-2018 "Услуги на железнодорожном...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58172-2018 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров на остановочных пунктах" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2018 г. N 401-ст)

Services in railway transport. Requirements for passenger service at flag stations

ОКС 45.020
Дата введения - 1 декабря 2018 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российский университет транспорта (МИИТ)" (РУТ (МИИТ))
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2018 г. N 401-ст
4 Введен впервые

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на процессы, связанные с обслуживанием пассажиров и посетителей на территории железнодорожных остановочных пунктов.
Настоящий стандарт устанавливает требования к набору, качеству и потребительским характеристикам услуг, отражающих специфику и отличительные особенности обслуживания пассажиров и посетителей на территории остановочных пунктов различных категорий.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 33942 Услуги на железнодорожном транспорте. Обслуживание пассажиров. Термины и определения
ГОСТ Р 51671 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности
ГОСТ Р 52131 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования
ГОСТ Р 52871 Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики
ГОСТ Р 54984 Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля
СП 239.1326000.2015 Системы информирования пассажиров, оповещения работающих на путях и парковой связи на железнодорожном транспорте
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33942.

4 Требования к набору услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на остановочных пунктах

4.1 На остановочном пункте должны быть обеспечены:
- безопасный и удобный проход пассажиров от границы полосы отвода железной дороги к посадочным платформам, пешеходным переходам, пешеходным мостам или тоннелям;
- безопасная и удобная посадка и/или высадка пассажиров в железнодорожный пассажирский подвижной состав;
- условия для возможности безопасного и комфортного ожидания поезда.
4.2 Безопасность нахождения пассажиров и посетителей на остановочном пункте должна быть обеспечена в соответствии с требованиями правил технической безопасности [1].
4.3 Набор услуг, доступных для пассажиров и посетителей на территории остановочного пункта, зависит от категории остановочного пункта, устанавливаемой в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Категории пассажирских остановочных пунктов

Категория пассажирского остановочного пункта
Среднесуточное суммарное количество отправленных и прибывших пассажиров остановочного пункта, чел/сут
А
Св. 7 000 (св. 2,5 млн. пассажиров в год)
В
4 000 - 7 000 (от 1,5 до 2,5 млн. пассажиров в год)
С
500 - 4 000 (от 0,2 до 1,5 млн. пассажиров в год)
D
Менее 500 (менее 0,2 млн. пассажиров в год)
4.4 Обязательные услуги для пассажиров должны быть доступны в режиме, соответствующем режиму работы остановочного пункта.
4.5 Услуги на остановочном пункте должны предоставляться пассажирам и посетителям на недискриминационной основе с одинаковым уровнем качества и в равных условиях в соответствии с правилами оказания услуг [2].
4.6 Состав, характеристики, способы и технология оказания обязательных услуг на остановочных пунктах различных категорий могут отличаться. Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на остановочных пунктах различных категорий, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на остановочных пунктах

Услуги
Состав услуги
Категория остановочного пункта
А
В
С
D
Информационно-справочныеВизуальная информация
+
+
+
+
Аудиальная информация
+
+
р
-
Устная информация
+
р
-
-
Билетно-кассовыеОбслуживание в билетной кассе
+
+
р
р
Билетопечатающие автоматы (далее - БПА)
+
+
р
р
Услуги ожиданияЗалы ожидания
+
+
-
-
Предоставление условий для ожидания (скамьи, навесы)
+
+
+
+
Санитарно-гигиеническое обслуживаниеТуалет
+
+
р
-
Поддержание чистоты и порядка
+
+
+
+
Примечание - "+" - наличие услуги обязательно, "р" - наличие услуги рекомендовано, "-" - услуга не предоставляется.
4.7 Информация о периодах оказания услуг должна быть размещена в соответствующих функциональных зонах остановочного пункта.
4.8 Для обеспечения возможности использования услуг на территории остановочного пункта маломобильными пассажирами и посетителями, их обслуживание должно быть организовано техническими и технологическими мероприятиями в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52871 (в части средств отображения визуальной информации), ГОСТ Р 52131 (в части характеристики знаковых средств отображения информации), ГОСТ Р 51671 (в части технических средств связи, информации и сигнализации общего пользования, доступных для маломобильных пассажиров), федерального закона [3] (в части оборудования вокзальных комплексов, информационного обслуживания, организации посадки в вагон и высадки из вагона, порядка предоставления услуг владельцами инфраструктуры), федерального закона [4] (в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры) и порядка обеспечения условий доступности [5] (в части порядка обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзальных комплексов и предоставляемых на вокзальных комплексах услуг).
4.9 Расчет с пассажирами или посетителями остановочного пункта за предоставленные платные услуги должен производиться в соответствии с требованиями федерального закона [6].
4.10 Предоставление услуг пассажирам и посетителям остановочного пункта должно осуществляться в соответствии с правилами оказания услуг [2].

5 Потребительские требования к комфортному нахождению пассажиров и посетителей на территории остановочных пунктов

5.1 На всех остановочных пунктах, где осуществляется посадка и/или высадка пассажиров, необходимо предусматривать пассажирские платформы.
Примечание - Если длина платформ остановочного пункта менее длины поезда, перевозчик должен ограничивать продажу билетов в вагоны, которые останавливаются вне длины платформы, или организовать посадку и высадку пассажиров через вагоны, находящиеся в пределах платформы.
5.2 Поверхности платформ и сходов должны быть ровными, не иметь нарушений покрытия, не допускать скопления воды.
5.3 Поверхности пассажирских платформ, переходов, мостов, сходов должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
5.4 Уборка функциональных зон остановочного пункта должна проводиться в периоды времени, когда поток пассажиров и посетителей минимален.
5.5 Работы по уходу за газонами должны производиться в течение рабочего дня, работы по сбору случайного мусора - в утреннее время до восьми часов утра на остановочных пунктах категорий А и В, и не реже трех раз в неделю на остановочных пунктах категорий С и D.
5.6 После снегопада снег с платформ, сходов, дорожек и переходов должен быть очищен в течение суток до верхнего покрытия.