(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58993-2020 "Двигатели газотурбинные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58993-2020 "Двигатели газотурбинные авиационные. Испытания по определению концентрации токсичных примесей в отбираемом от двигателя воздухе" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 591-ст)

Gas turbine engines. Tests to determine the concentration of toxic impurities in the air drawn from the engine

ОКС 01.120
Дата введения - 1 января 2021 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова" (ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 591-ст
4 Введен впервые

Введение

Настоящий стандарт разработан с целью выработки единых правил относительно деятельности испытательных лабораторий по оценке чистоты воздуха, отбираемого от газотурбинного двигателя, для наддува и вентиляции кабин воздушного судна.
Настоящий стандарт распространяется на газотурбинные двигатели воздушных судов гражданской, экспериментальной и государственной авиации (а также на воздушные судна двойного назначения) при подтверждении соответствия качества воздуха, отбираемого от двигателя для наддува и вентиляции кабин воздушного судна.
Использование настоящего стандарта будет способствовать более эффективному сотрудничеству между лабораториями и другими органами, включая обмен информацией и опытом. Процесс признания результатов лабораторной деятельности предприятий становится более эффективным в том случае, если лаборатории соответствуют требованиям настоящего стандарта.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на газотурбинные двигатели воздушных судов гражданской, экспериментальной и государственной авиации (а также на воздушные судна двойного назначения) при подтверждении соответствия качества воздуха, отбираемого от двигателя для наддува и вентиляции кабин воздушного судна.
Настоящий стандарт устанавливает рекомендации и приемлемые методы испытаний газотурбинных двигателей воздушных судов в исправном состоянии, а также в случае возможного отказа или повреждения систем двигателя, влияющих на чистоту воздуха, отбираемого для наддува и вентиляции кабин воздушного судна. В последнем случае обычно проводятся автономные испытания по имитации наиболее характерных возможных отказов (повреждений) систем и оборудования двигателя в стендовых условиях или анализ влияния отказов (повреждений) систем двигателя, влияющих на чистоту воздуха, с учетом результатов аналогичных испытаний других газотурбинных двигателей.
Данные методы основаны на опыте установления соответствия требованиям действующих нормативных документов в части чистоты воздуха, предназначенного для наддува и вентиляции кабин воздушного судна.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 22607 Системы кондиционирования воздуха самолетов и вертолетов. Термины и определения
ГОСТ 23851 Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 22607 и ГОСТ 23851.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВС - воздушное судно;
ГТД - газотурбинный двигатель;
ДИП - детектор пламенно-ионизационный;
ДТП - детектор по теплопроводности;
КВД - компрессор высокого давления;
НД - нормативный документ;
ПДК - предельно допустимая концентрация (токсичных примесей);
СОП - система (установка) отбора проб воздуха;
ТБК - термобарокамера;
ТКФ - трикрезилфосфат;
ТЗ - техническое задание.

5 Подготовка к испытаниям

5.1 Общие положения

5.1.1 Общие требования к воздуху
Испытания проводят на двигателе, соответствующем заявленной конструкции.
Отбираемый от двигателя воздух для наддува и вентиляции кабин ВС не должен содержать вредные или опасные концентрации газов или паров. Требования к качеству воздуха относятся как к исправному состоянию двигателя, так и при наличии в нем неисправности.
5.1.2 Перечень выполняемых работ при определении степени загрязнения воздуха при работе исправного двигателя и при имитации неисправности двигателя
Степень загрязнения воздуха устанавливается на основании следующих работ:
- анализ конструкции двигателя, его систем, деталей, узлов и агрегатов, неисправность которых может повлиять на величину загрязнения отбираемого воздуха;
- определение и использование наиболее критичных (информативных) режимов испытаний двигателя, приводящих к наибольшему загрязнению отбираемого воздуха;
- подготовка программы и методики стендовых испытаний;
- проведение стендовых испытаний двигателя;