(Действующий) СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
объемные элементы входов и выступающих частей;
планировочное решение коммуникационных путей, в том числе горизонтальных и вертикальных;
планировку групп помещений и отдельных помещений;
устройство мест обслуживания и мест отдыха;
устройство и планировку мест сопутствующего обслуживания;
пути эвакуации.
1.7 Основным принципом формирования архитектурной среды, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), всех категорий маломобильных групп населения (МГН).
При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что может вызвать у МГН недопустимую потерю времени или стресс.
В случае, когда функциональное назначение зданий выходит за рамки настоящего свода правил и нуждается в их уточнении, развитии и расширении, следует дополнительно пользоваться сводами правил СП 137.13330 и СП 139.13330.
1.8 Настоящий свод правил допускает возможность выбора вариантов проектных решений исходя из требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными посетителями.
В зависимости от расчетной доли маломобильных посетителей, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры учреждения обслуживания рекомендуется применять один из двух вариантов форм обслуживания (не учитывая обслуживания на дому).
При новом строительстве применим только вариант "А" - доступность любого места обслуживания для инвалидов; при котором следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения, предназначенных для использования всеми категориями населения (здоровыми, инвалидами и маломобильными лицами) и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест;
При конструктивной и технической невозможности приспособления здания для полной доступности, применим вариант "Б" - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов; при котором следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.
Если к объекту проектирования могут быть применены, в зависимости от принятого варианта формы обслуживания различные требования, то после указания номера и перед текстом нормативного положения указывается индекс варианта проектного решения "А" или "Б".
1.9 Вертикальные коммуникации в зданиях следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 59.13330, наружные и внутренние платформы применять в соответствии с ГОСТ Р 55555, ГОСТ Р 55556, ГОСТ Р 55642.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил даны ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением
ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением
ГОСТ Р 55642-2013 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений. Правила отбора образцов
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)
СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (с изменением N 1)
СП 112.13330.2011 "СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений"
СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения"
СП 137.13330.2012 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования"
СП 139.13330.2012 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования"
СП 148.13330.2012 "Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования"
СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающий эту ссылку.

3 Термины и определения

Термины, определения и сокращения приняты по СП 59.13330 и СП 136.13330.

4 Здания и помещения учебно-воспитательного назначения

4.1 Здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать:
полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения;
возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися;
меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.
4.2 Учащиеся-инвалиды могут обучаться в учреждениях общего образования (школы, гимназии, лицеи) и учреждениях профессионального образования (колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, а также учебные центры повышения квалификации), за исключением образовательных учреждений или их отделений, факультетов, имеющих ограничения по приему на обучение по ряду специальностей со стороны органов образования, здравоохранения или соответствующих отраслевых ведомств.
Требования доступности для инвалидов распространяются также на Центры профессиональной ориентации и переподготовки.
4.3 Общие требования к зданиям учебных заведений приведены в таблице А.1.
4.4 Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья. Исключение составляют специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития по определенному виду заболевания.

Учебные помещения

4.5 Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения (рисунки Б.1-Б.5). Категории учащихся-инвалидов (по видам заболеваний) и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на один ученический класс или группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать по 1-2 места для учащихся-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения.
По отдельным предметам, в случае несовместимости педагогических программ с ограниченными возможностями учащихся-инвалидов (занятия физкультурой, военная подготовка, занятия по труду и т.п.) места для инвалидов в учебных кабинетах не предусматриваются.
4.6 Требования доступности при проектировании относятся к:
размерам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест (рисунок Б.6), место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами;