Действующий
4.3.6. Угол наклона крана, определяемый как сумма углов уклона площадки и угла осадки, вызванной неравномерной деформацией грунта под краном, не должен превышать значения, указанного в паспорте и инструкции завода-изготовителя.
4.3.7. Угол наклона крана должен быть определен лично лицом, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или кем-либо по его указанию до установки крана на площадке; при несоответствии его норме основание площадки следует соответствующим образом подготовить (выровнять, уплотнить и т.д.).
Расчетные значения наибольших углов осадки для глинистых (глина, суглинок) грунтов основных типоразмеров гусеничных кранов со стреловым и башенно-стреловым оборудованием при максимальном нагружении и модуле деформации грунта 10 МПа (что примерно соответствует прочности грунта 0,5-0,6 МПа) приведены в табл. 1 и 2. Углы осадки для любых других значений нагрузки на краны и модуля деформации определяют исходя из того, что между указанными тремя параметрами имеет место пропорциональная зависимость: угол осадки увеличивается при увеличении нагрузки и уменьшении модуля деформации.
Модель крана | Длина стрелы, м | Угол осадки крана, град | Модель крана | Длина стрелы, м | Угол осадки крана, град |
МКГ-16М | 10 | 0,8 | СКГ-63/100 (без дополнительного противовеса) СКГ-631 | 15 | 1,3 |
18 | 0,5 | 30 | 1,1 | ||
26 | 0,5 | 35 | 0,9 | ||
РДК-25 | 12,5 | 1,0 | ДЭК-631 | 18 | 1,3 |
22,5 | 0,8 | 30 | 1,0 | ||
32,5 | 0,6 | 42 | 0,6 | ||
МКГ-25БР | 13,5 | 0,8 | КC-8161 | 20 | 1,3 |
23,5 | 0,6 | КC-8165 | 30 | 1,1 | |
33,5 | 0,5 | СКГ-100 | 40 | 0,7 | |
СКГ-40/63 (без дополнительного противовеса) | 15 | 1,2 | МКГС-100 | 22 | 1,2 |
20 | 1,0 | 29 | 1,0 | ||
СКГ-401 | 30 | 0,8 | 50 | 0,8 |
Модель крана | Длина стрелы, м | Угол осадки крана, град | Модель крана | Длина стрелы, м | Длина маневрового гуська, м | Угол осадки крана, град | ||||
МКГ-25БР | 18,5 | 10; 20 | 0,6; 0,4 | KC-8161 | 25 | 15; 30 | 1,0; 0,8 | |||
23,5 | 10; 20 | 0,6; 0,4 | КС-8165 | 35 | 15; 24; 29 | 0,8; 0,7 | ||||
28,5 | 10; 20 | 0,4; 0,4 | СКГ-100 | 45; 29 | 0,5 | |||||
СКГ-40/63 | 25 | 10; 15; 20 | 0,7 | 19; 26; 33; 40 | 0,8 | |||||
СКГ-401 | 30 | 10; 15; 20 | 0,7 | МКГС-100 | 43 | 19; 26; 33; 40 | 0,8 | |||
50 | 19; 26; 33; 40 | 0,8 | ||||||||
СКГ-63/100 | 25 | 16 | 0,9 | |||||||
30 | 16; 23 | 0,9; 0,7 | ||||||||
СКГ-631 | 35 | 16; 23; 29 | 0,9; 0,6 |
Значения модулей деформации наиболее распространенных в строительно-монтажной практике грунтов даны в табл. 3. Упрощенная методика определения модуля деформации в условиях монтажной площадки описана в приложении 2.
4.3.8. Особенно тщательно следует контролировать значения углов осадки, уклона площадки, прочности грунта при эксплуатации кранов с БСО и длинными стрелами, а также при установке крана для работы в относительно сложных условиях, характеризующихся выполнением следующих операций:
подъем монтажных элементов высотой выше 10 м двумя (и более) кранами со скольжением низа во время подъема;
подъем высоких (более 10 м) монтажных элементов одним или двумя (и более) кранами с опиранием низа шарнира;
подъем элементов одним или двумя (и более) кранами с расчаленными, опертыми или вынесенными на опорное кольцо стрелами;
При выполнении этих операций предельно допустимый угол наклона крана должен быть указан в ППР и во всех случаях не превышать 1°.
4.3.9. При подъеме вертикальных аппаратов, длинномерных металлических конструкций и им подобных монтажных элементов, при установке крана на площадке с поперечным по отношению к плоскости подъема стрелы уклоном и во всех других случаях, когда отклонение грузовых канатов от указанной плоскости исключить невозможно, допустимо отклонение грузовых канатов на угол, значение которого не превышает значения допустимого уклона места установки крана, указанного в паспорте крана или инструкции завода-изготовителя.
Вид грунта | Модуль деформации грунта, МПа | |
плотного | средней плотности | |
Песчаные грунты | ||
Песок средней крупности независимо от влажности | 42 | 31 |
Мелкий песок | ||
Сухой | 36 | 25 |
Влажный | 31 | 19 |
Пылеватый песок | ||
Сухой | 21 | 18 |
Влажный | 18 | 14 |
Насыщенный водой | 14 | 9 |
Супесь | ||
Сухая | 16 | 12 |
Влажная | 12 | 9 |
Насыщенная водой | 9 | 5 |
Глинистые грунты | ||
Глина | 59-16 | 16-4 |
Суглинок | 39-16 | 16-4 |
При подъеме и перемещении оборудования и конструкций, требующих существенного (в два и более раз) уменьшения допустимого угла отклонения, значения этого угла должны быть указаны в ППР.
СНиП III-4-80 и настоящих ВСН.
4.3.10. При эксплуатации кранов границы опасных зон, в пределах которых возможно падение груза, стрелы, гуська или отклонение груза от стрелы, устанавливаются согласно требованиям черт. 2, а). При работе крана с БСО опасную зону (черт. 2, б) определяют как сумму значений наибольшего вылета маневрового гуська и горизонтальных колебаний груза, вызванных упругой податливостью рабочего оборудования (табл. 4).
4.3.11. Границей опасной зоны (кроме случаев подъема крупногабаритного вертикального оборудования и строительных конструкций при строповке за две и более петель) является окружность, радиус которой равен расстоянию от оси вращения поворотной части крана до точки соприкосновения опущенной стрелы или жесткого гуська с основанием (При подъеме строительных конструкций, подвешенных за две и более петель, радиус окружности, являющейся границей опасной зоны, определяют исходя из предположения, что у поднимаемой конструкции оторвалась петля и конструкция упала (см. черт. 2, в), по формуле
где r - радиус вращения стрелы в горизонтальной плоскости; R - радиус опасной зоны; h - расстояние от земли до поднятой конструкции (рекомендуется принимать наибольшую высоту подъема груза); l - длина стропа;
d - расстояние от центра тяжести груза до его края (по большей стороне); - угол между стропом и вертикалью.
Модель крана | Наибольшие горизонтальные колебания груза, м |
МКГ-25БР, КС-5363 | 1-1,2 |
СКГ-40/63, СКГ-401 | 2,5-2,8 |
СКГ-63/100, СКГ-631 | 2,8-3,0 |
МКГС-100, СКГ-100, КC-8161, КC-8165 | 3,1-3,3 |
Границу опасной зоны при подъеме крупногабаритного вертикального оборудования (высотой выше 10 м) определяют по выкопировке из ППР или технологической карты.
4.3.12. Граница опасной зоны при работе в стесненных условиях, вызванных, в частности, демонтажом и монтажом оборудования при реконструкции предприятий и т.п., средства для ограждения монтажной зоны и их размещение, а также зоны перемещения ходовой части крана и поворота поворотной платформы должны быть отражены в выкопировке из ППР или технологической карты (рекомендуемое
4.4.1. Крановщикам и лицам, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, должны быть выданы экземпляры выкопировки из ППР, выполненной на одном листе (экземпляр выкопировки должен быть и у бригадира стропальщиков). Выкопировка должна содержать схему монтажа или укрупнительной сборки с указанием размеров площадки под кран, высоты подъема, вылета стрелы, массы поднимаемого груза, площадок для складирования и укрупнительной сборки, местоположения постоянных и временных электросетей, нетиповых схем строповки, таблиц с характеристиками монтируемого оборудования по массе и габаритам, конструкций и трубопроводов, а также конкретные требования к технике безопасности.
4.4.2. При предстоящем производстве работ в стесненных условиях демонтажа и монтажа оборудования в выкопировке должны быть указаны неподвижные предметы, минимальные размеры приближения к которым определяют путь и направление перемещения, или которые могут служить ориентирами (строительные конструкции, ранее смонтированное оборудование, фундаменты под несмонтированное оборудование и т.п.). В выкопировке также должны быть указаны всe положения перемещаемого оборудования и кранов, привязанные размерами к неподвижным предметам; должны быть даны указания по временному демонтажу (последующей установке) отдельных элементов конструкций для возможности монтажа оборудования.
4.4.3. При работе в условиях действующего предприятия в выкопировке должны быть также приведены действующие на данном предприятии основные правила техники безопасности, ограничения при использовании кранов (угол поворота стрелы, платформы, высота подъема).
4.4.4. В особо сложных случаях монтажа, когда назначение одного или нескольких сигнальщиков недостаточно для обеспечения безопасности работ (например, подача оборудования или конструкций через проемы, выполнение монтажных работ в стесненных условиях, подъем и перемещение груза двумя и более кранами и т.д.), необходимо крановщиков и сигнальщиков обеспечить двусторонней радиосвязью.
4.4.5. Необходимо проверить прочность, уклон (продольный и поперечный) и ровность грунтового основания площадки под краны (если при оформлении акта сдачи основания монтажной площадки проверка не проводилась в соответствии с
5.1. Отклонение грузового полиспаста от плоскости подъема стрелы при подъеме и перемещении груза не должно превышать значений, указанных в инструкции завода-изготовителя (при отсутствии в инструкции этих значений следует руководствоваться указанными в ней или паспорте крана значениями допустимого уклона места установки крана).
черт. 3), угол А между осью стрелы (маневрового гуська) и вертикалью был больше угла В между указанной осью и стреловым канатом во избежание запрокидывания стрелы в сторону кабины.
5.2. Необходимо следить, чтобы при вылетах стрелы, близких к наименьшему значению ( 5.3. Если при установке крана на площадке его стрела расположена в сторону уклона, то при вылетах стрелы, близких к наименьшему значению, поворот поворотной платформы на 180° запрещается во избежание запрокидывания стрелы.
приложение 2) наклон плоскости строповки к горизонтали (во избежание перегрузки одного из кранов).
5.4. При подъеме и перемещении груза двумя кранами необходимо обеспечить точную (в соответствии с ППР) привязку каждого крана к заданным точкам на площадке. Следует ограничивать до минимально возможной разность скоростей подъема (и опускания) крюков кранов, использовать, как правило, не более одного сигнальщика (чтобы время исполнения команды составляло 3-5 с). Необходимо осуществлять непрерывный подъем (опускание) крюка крана, имеющего меньшую скорость, а крюка крана с большей скоростью с остановками и не допускать одновременной подачи обоим кранам противоположных команд (например, одному - "вира", другому - "майна"). Следует постоянно контролировать визуально или с помощью специальных приборов и устройств (рекомендуемое п. 4.3.8 ВСН, скорость ветра не должна превышать 6 м/с, если нагрузка на крав превышает 80% допустимой по характеристике грузоподъемности, и 9 м/с при меньшей нагрузке.
5.5. Если скорость ветра превышает указанную в паспорте крана, работы должны быть прекращены. Перед монтажом оборудования и конструкций, продолжающимся несколько часов, следует заблаговременно запросить прогноз погоды. При выполнении операций, перечисленных в
6.1. Монтаж оборудования и конструкций кранами под неотключенными контактными проводами городского транспорта можно производить при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы. При этом ограничитель размещают на кране или вне его (см.
СНиП III-4-80. При этом положение верхней точки конструкции крана относительно нижнего провода по вертикали должно быть определено с максимальной точностью. Ошибка не должна превышать 5% (см. приложение 9).
6.2. Проезд крана под проводами ЛЭП допускается в транспортном положении при обязательном стопорении механизма подъема стрелы и лишь в том случае, если при передвижении по шоссе высота крана от отметки земли не более 5 м, а по дороге без твердого покрытия - 3,5 м. При проездах необходимо соблюдать просветы между нижним проводом и верхней точкой конструкции крана, указанные в