(Действующий) Строительные нормы и правила СНиП III-42-80*"Магистральные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
устроить временные пристани и причалы;
подготовить временные производственные базы и площадки для производства сварочных, битумоплавильных и других работ;
построить временные поселки, обеспечивающие необходимые жилищные, санитарные и культурно-бытовые условия работающим;
подготовить вертолетные площадки;
создать систему диспетчерской связи;
подготовить строительные площадки для производства строительно-монтажных работ по сооружению переходов трубопроводов через естественные и искусственные препятствия и при прокладке трубопроводов в тоннелях с необходимыми временными бытовыми и технологическими помещениями, сооружениями, дорогами;
создать водомерные посты вне зоны производства работ по устройству переходов трубопроводов через водные преграды с привязкой водомерного поста нивелировкой к высотной съемке трассы трубопровода и государственной геодезической сети;
снять плодородный слой земли и переместить его в отвал для временного хранения в соответствии с п. 13.8 настоящих строительных норм и правил.
2.4. Расчистка трассы на период строительства должна производиться в границах полосы отвода и в других местах, установленных проектом.
В зимний период расчистку следует производить в два этапа: в зоне проезда транспорта и работы строительных машин - заблаговременно до начала основных работ, а в зоне рытья траншеи - непосредственно перед работой землеройных машин на длину, обеспечивающую их работу в течение смены.
2.5. Корчевка пней на сухих участках трассы должна производиться по всей ширине полосы отвода, а на болотистых участках - только на полосе будущей траншеи трубопровода и кабеля. На остальной части полосы отвода деревья необходимо спиливать на уровне земли.
2.6. Объем работ по планировке, необходимой для транспортных целей и передвижения строительных машин, должен быть указан в проекте организации строительства и уточнен в проекте производства работ.
2.7. Временные дороги для проезда строительных и транспортных машин следует устраивать однополосными с уширением в местах разворотов, поворотов и разъездов (со стороны трубопровода, противоположной трассе кабельной линии связи). Разъезды устраиваются на расстоянии прямой видимости, но не более чем через 600 м.
При строительстве зимних дорог следует преимущественно ограничиваться уплотнением снежного покрова с намораживанием ледяной корки, промораживанием поверхности грунта и поддержанием проезжей полосы в исправном состоянии.
При строительстве и эксплуатации ледовых дорог, проложенных по рекам, ручьям и озерам, должна определяться несущая способность льда и проводиться работа по поддержанию ледового покрова в рабочем состоянии.
Тип, конструкция, ширина дорог и радиусы поворотов определяются проектом организации строительства и уточняются в проекте производства работ.

3. Земляные работы

3.1. Размеры и профили траншей устанавливаются проектом в зависимости от назначения и диаметра трубопроводов, характеристики грунтов, гидрогеологических и других условий.
3.2. Ширина траншей по дну должна быть не менее D+300 мм для трубопроводов диаметром до 700 мм (где D - условный диаметр трубопровода) и 1,5 D - для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следующих дополнительных требований:
для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1:0,5 ширину траншеи по дну допускается уменьшать до величины D+500 мм;
при разработке грунта землеройными машинами ширина траншей должна приниматься равной ширине режущей кромки рабочего органа машины, принятой проектом организации строительства, но не менее указанной выше;
ширина траншей по дну на кривых участках из отводов принудительного гнутья должна быть равна двукратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках;
ширина траншей по дну при балластировке трубопровода утяжеляющими грузами или закреплении анкерными устройствами должна быть равна не менее 2,2D, а для трубопроводов с тепловой изоляцией устанавливается проектом.
3.3. Крутизна откосов траншей должна приниматься в соответствии со СНиП 3.02.01-87, а разрабатываемых на болотах - согласно табл. 1.
Таблица 1
┌──────────────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│ │ Крутизна откосов траншей, разрабатываемых│
│ Торф │ на болотах типа │
│ ├────────────────┬───────────┬───────────────┤
│ │ I │ II │ III (сильно │
│ │ │ │ обводненные)│
├──────────────────────────┼────────────────┼───────────┼───────────────┤
│Слабо разложившийся │ 1:0,75 │ 1:1 │ - │
│Хорошо разложившийся │ 1:1 │ 1:1,25 │ По проекту │
└──────────────────────────┴────────────────┴───────────┴───────────────┘
В илистых и плывунных грунтах, не обеспечивающих сохранение откосов, траншеи разрабатываются с креплением и водоотливом. Виды крепления и мероприятия по водоотливу для конкретных условий должны устанавливаться проектом.
3.4. При рытье траншей роторными экскаваторами для получения более ровной поверхности дна траншей на проектной отметке и обеспечения плотного прилегания уложенного трубопровода к основанию на всем протяжении вдоль оси трубопровода на ширине не менее 3 м должна проводиться в соответствии с проектом предварительная планировка микрорельефа полосы.
3.5. Разработку траншеи на болотах следует выполнять одноковшовыми экскаваторами с обратной лопатой на уширенных или обычных гусеницах со сланей, драглайнами или специальными машинами.
При прокладке трубопроводов через болота методом сплава разработку траншей и плавающей торфяной корки целесообразно выполнять взрывным способом, применяя удлиненные шнуровые, сосредоточенные или скважинные заряды.
Пункты 3.6 и 3.7 исключить.
3.8. В целях предотвращения деформации профиля вырытой траншеи, а также смерзания отвала грунта сменные темпы изоляционно-укладочных и земляных работ должны быть одинаковыми.
Технологически необходимый разрыв между землеройной и изоляционно-укладочной колонной должен быть указан в проекте производства работ.
Разработка траншей в задел в грунтах (за исключением скальных в летнее время), как правило, запрещается.
Рыхление скальных грунтов взрывным способом должно производиться до вывоза труб на трассу, а рыхление мерзлых грунтов допускается производить после раскладки труб на трассе.
3.9. При разработке траншей с предварительным рыхлением скального грунта буровзрывным способом переборы грунта должны быть ликвидированы за счет подсыпки мягкого грунта и его уплотнения.
3.10. Основания под трубопроводы в скальных и мерзлых грунтах следует выравнивать слоем мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступающими частями основания.
3.11. При сооружении трубопроводов диаметром 1020 мм и более должна проводиться нивелировка дна траншеи по всей длине трассы: на прямых участках через 50 м; на вертикальных кривых упругого изгиба через 10 м; на вертикальных кривых принудительного гнутья через 2 м; при сооружении трубопроводов диаметром менее 1020 мм только на сложных участках трассы (вертикальных углах поворота, участках с пересеченным рельефом местности), а также на переходах через железные и автомобильные дороги, овраги, ручьи, реки, балки и другие преграды, на которые разрабатываются индивидуальные рабочие чертежи.
3.12. К моменту укладки трубопровода дно траншеи должно быть выровнено в соответствии с проектом.
Укладка трубопровода в траншею, не соответствующую проекту, запрещается.
3.13*. Засыпка траншеи производится непосредственно вслед за спуском трубопровода и установкой балластных грузов или анкерных устройств, если балластировка трубопровода предусмотрена проектом. Места установки запорной арматуры, тройников контрольно-измерительных пунктов электрохимзащиты засыпаются после их установки и приварки катодных выводов.
При засыпке трубопровода грунтом, содержащим мерзлые комья, щебень, гравий и другие включения размером более 50 мм в поперечнике, изоляционное покрытие следует предохранять от повреждений присыпкой мягким грунтом на толщину 20 см над верхней образующей трубы или устройством защитных покрытий, предусмотренных проектом.
Примечание. Проведение послеусадочного восстановления магистральных трубопроводов (укладка на проектные отметки, восстановление проектной балластировки, дозасыпка грунта в траншеи, восстановление насыпей и др.) производится в порядке, установленном Правилами о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 24.12.1969 г. N 973.
Таблица 2
┌───────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐
│ Допуск │ Величина │
│ │ допуска (от-│
│ │ клонение), см│
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Половина ширины траншеи по дну по отношению к раз- │ +20, -5 │
│бивочной оси │ │
│Отклонение отметок при планировке полосы для рабо- │ -5 │
│ты роторных экскаваторов │ │
│Отклонение отметок дна траншеи от проекта: │ │
│ при разработке грунта землеройными машинами │ -10 │
│ то же, буровзрывным способом │ -20 │
│Толщина слоя постели из мягкого грунта на дне тран- │ +10 │
│шеи │ │
│Толщина слоя присыпки из мягкого грунта над трубой │ +10 │
│(при последующей засыпке скальным или мерзлым │ │
│грунтом) │ │
│Общая толщина слоя засыпки грунта над трубопрово- │ +20 │
│дом │ │
│Высота насыпи │ +20, -5 │
└───────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘
3.14*. Мягкую подсыпку дна траншеи и засыпку мягким грунтом трубопровода, уложенного в скальных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах, допускается по согласованию с проектной организацией и заказчиком заменять сплошной надежной защитой, выполненной из негниющих, экологически чистых и негорючих материалов.
3.15. Земляные работы при сооружении магистральных трубопроводов должны выполняться с соблюдением допусков, приведенных в табл. 2.

4. Сборка, сварка и контроль качества сварных соединений трубопроводов

Общие положения

4.1. Перед сборкой и сваркой труб необходимо: