(Действующий) Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 24599-87 "Грейферы канатные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2,5-Л2-1к-В ГОСТ 24599-87
То же, к крану грузоподъемностью 20 т для грузов группы С2, двухчелюстного четырехканатного с продольным раскрыванием, подгребающего:
20-С2-Пр-П ГОСТ 24599-87
То же, к крану грузоподъемностью 16 т для грузов группы СЗл, двухчелюстного четырехканатного с продольным раскрыванием, обычного клещевого, для подводного черпания, не предназначенного для разгрузки вагонов:
16-С3л-Пр-К-ПЧ ГОСТ 24599-87
То же, к крану грузоподъемностью 16 т для грузов группы Т2л, двухчелюстного четырехканатного с продольным раскрыванием, обычного клещевого, с регулируемыми параметрами, предназначенного для разгрузки вагонов:
16-Т2л-Пр-К-Р-В ГОСТ 24599-87

3. Технические требования

3.1. Xарактеристики (свойства).
3.1.1. Грейферы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов (технических условий) на грейферы конкретных типов (моделей) и "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденными Госгортехнадзором СССР, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Виды климатического исполнения - У1 и M1 по ГОСТ 15150-69. Допускается изготовлять конкретные типы (модели) и партии грейферов в иных климатических исполнениях, если это установлено в стандартах (технических условиях) на грейферы, конкретных типов (моделей).
3.1.2. Полный средний ресурс грейфера в тоннах переработанного груза на 1 т собственной массы грейфера для кранов грузоподъемностью от 5 до 16 т должен быть не менее:
260000 - при работе на грузах Л1, Л2;
200000 - при работе на прочих грузах.
Полный установленный ресурс грейфера в тоннах переработанного груза на 1 т собственной массы грейфера для кранов грузоподъемностью от 5 до 16 т должен быть не менее:
200000 - при работе на грузах Л1, Л2;
160000 - при работе на прочих грузах.
Для кранов других грузоподъемностей указанное значение должно быть умножено на поправочный коэффициент:
1,25 - для грузоподъемностей до 5 т;
0,8 - для грузоподъемностей свыше 16 до 25 т;
0,65 - для грузоподъемностей свыше 25 до 50 т;
0,50 - для грузоподъемностей свыше 50 до 63 т.
3.1.2.1. Полный средний ресурс и полный установленный ресурс грейферов, предназначенных для труднозачерпываемых грузов, подводного черпания, стесненных условий работы, а также грузов с высокой абразивностью (например кокса, агломерата, металлургических шлаков, ферросплавов и т. п.) или нагретых свыше 200°С должен быть снижен на 20% - для двухчелюстных и на 50% - для многочелюстных грейферов.
3.1.2.2. Полный средний ресурс и полный установленный ресурс одноканатных грейферов для любой группы груза должен быть снижен на 20% независимо от грузоподъемности крана.
3.1.2.3. При определении ресурса грейфера за предельное принимают такое его состояние, когда полное восстановление работоспособности основных частей грейфера (челюстей, тяг, траверс) ремонтными средствами невозможно или экономически нецелесообразно.
3.1.3. Нормы безотказности должны устанавливаться для грейферов конкретных типов (моделей) с учетом требований ГОСТ 27.002-83:
средняя наработка грейфера на отказ должна быть не менее 30% полного установленного ресурса по п. 3.1.2;
установленная безотказная наработка грейфера должна быть не менее 70% средней наработки на отказ;
замену канатов, синтетических блоков и втулок, сменных полиспастов, исчерпавших свой ресурс, не учитывают как отказы грейферов.
3.1.4. Конструкцией грейферов должна быть обеспечена быстросменность канатов в полиспастах грейфера.
3.1.5. Узлы и детали (исключая челюсти и тяги) грейферов одного параметрического ряда различных типов (моделей) с одинаковой кратностью замыкающего полиспаста, предназначенных для однотипных кранов заданной грузоподъемности, должны быть унифицированы.
3.1.6. Конструкцией грейферов должна быть исключена возможность выхода канатов из ручьев блоков в результате ослабления канатов или наклона грейфера на угол 90° в любую сторону.
3.1.7. Канатные блоки и ролики (в том числе отклоняющие и направляющие), а также шарнирные неполноповоротные сочленения допускается выполнять как на подшипниках качения, так и скольжения, выполненных из синтетических материалов.
Узлы с подшипниками качения должны быть снабжены надежными уплотнениями, не требующими технического обслуживания.
Уплотнения подшипников грейферов для подводного черпания должны исключать попадание смазочных материалов в водную среду в процессе работы.
Рекомендуемый облегченный профиль обода блока - по черт. 4 приложения 3.
3.1.8. Концы сдвоенных замыкающих и поддерживающих канатов следует присоединять к грейферу отдельно через балансирное устройство или без него.
3.1.9. Направляющие устройства на выходе канатов из верхней траверсы грейфера следует выполнять в виде стальных направляющих втулок. Профиль рабочей (внутренней) поверхности втулок - по черт. 5 приложения 4.
Допускается применять другие материалы, в том числе неметаллические, износостойкость которых не ниже стали.
Допускается исполнять направляющие устройства в виде системы блоков и (или) роликов.
3.1.10. Все неразъемные соединения в конструкции грейфера должны быть сварными. Заклепочные соединения допускается применять только в технически обоснованных случаях для элементов, изготовленных из разнородных материалов, например из стали и алюминиевого сплава, причем места контактов этих материалов должны иметь защитные покрытия, предотвращающие их электрохимическую коррозию.
3.1.11. Все сварные соединения в конструкции грейфера должны соответствовать требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором СССР, предъявляемым к ответственным элементам крановых конструкций.
3.1.12. Все ролики и блоки в собранном грейфере должны свободно проворачиваться от руки при отсутствии на них нагрузок.
При раскрывании и закрывании грейфера без груза не должно быть заеданий и скрипов.
3.1.13. Кромки ножей закрытого двухчелюстного грейфера должны плотно прилегать друг к другу. Допускается зазор не более 5 мм на отдельных участках суммарной длиной не более 40% длины линии разъема кромок, а также относительное смещение кромок по высоте в сомкнутом положении в пределах 20% толщины ножа.
Зазоры между челюстями и допуски на указанные зазоры для многочелюстных грейферов и грейферов, предназначенных для перегрузки крупнокусковых грузов, устанавливаются в конструкторской документации на грейферы конкретных типов (моделей), но не должны превышать 10 мм.
Если грейфер предназначается для легкосыпучих грузов ("с" по приложению 1), то следует предусматривать более жесткие требования к прилеганию кромок или применять специальные конструкции с эластичным уплотнением либо с перекрытием ножей внахлестку.
Грейферы, предназначенные для переработки агрессивных пылящих грузов, должны быть достаточно герметичными для исключения истечения груза из щелей или его выдувания с открытых поверхностей.
Грейферы, предназначенные для труднозачерпиваемых, смерзшихся и слежавшихся грузов, допускается выполнять с перекрытием ножей или челюстей внахлестку, а также устанавливать клыки, вибрационные устройства и т. п., при этом допускается неплотное прилегание кромок.
3.1.14. Смазочные полости, зазоры и каналы должны быть заполнены смазкой.