(Действующий) Указание МПС РФ от 5 декабря 2001 г. N 249у...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Глава 5
Порядок использования железнодорожных транспортеров при перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов

5.1. Железнодорожные транспортеры являются специальным подвижным составом и предоставляются для перевозки грузов только по распоряжению железнодорожной администрации или Департамента управления перевозками МПС России (при межгосударственных перевозках в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией п. 2.6.4).
5.2. Транспортеры применяются, как правило, для перевозки грузов в случаях:
- когда масса и длина грузов или нагрузка на раму (пол) вагона превышают допускаемые ТУ для платформ и полувагонов;
- для уменьшения негабаритности грузов, которые не могут быть демонтированы на меньшие транспортабельные блоки.
5.3. Транспортеры предоставляются под погрузку по заявкам грузоотправителей только при наличии согласованных установленным порядком чертежей размещения и крепления грузов (см. Главу 2).
5.4. Расчеты за пользование транспортерами осуществляются в соответствии с разделом 4 "Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств" порядком, установленным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ на 21 заседании (Протокол от 4-5 июня 1998 г. п. 6) и дополнительно для транспортеров сцепного типа - Совещанием уполномоченных представителей государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (Протокол от 14-15 июля 1998 г. п. 1.6).
5.5. Подсылка транспортера с обслуживающей бригадой осуществляется после подтверждения железнодорожной администрацией или предприятия, к которому приписаны такие транспортеры, о заключении грузоотправителем (экспедитором) договора с предприятием на техническое обслуживание транспортера бригадой с вагоном сопровождения.
5.6. Использование транспортеров, находящихся в собственности грузоотправителя или взятых в аренду у другого собственника, для выполнения межгосударственных перевозок осуществляется в соответствии с действующими Правилами эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов.
5.7. Оборудование транспортеров при необходимости съемными крепежными приспособлениями (рамами, балками и др.), в том числе с их повторным использованием, для выполнения перевозок конкретных грузов производится грузоотправителями (грузополучателями) по чертежам, согласованным установленным порядком.
5.7.1. Порядок возврата на транспортерах инвентарного многооборотного крепления (транспортных приспособлений) изложен в Приложении 22 к настоящей Инструкции.
5.8. Запрещается приваривать грузы и детали крепления к транспортерам, сверлить или прожигать отверстия в рамах (балках) транспортеров, а также снимать или повреждать оборудование, являющееся принадлежностью транспортеров (шпильки на турникетах сцепных транспортеров, поперечные балки у колодцевых транспортеров и т.д.).
В целях сохранности транспортеров и имеющегося на них оборудования работники линейных подразделений вагонного хозяйства и станций должны неукоснительно соблюдать требования, предусмотренные действующими приказами и указаниями по контролю за обеспечением сохранности железнодорожных транспортеров при погрузке-выгрузке.
5.8.1. При подаче транспортеров под погрузку или выгрузку и приеме их в порожнем состоянии после выгрузки проверка технического состояния транспортеров и имеющегося на них оборудования должна производиться комиссией из работников станции и пункта технического обслуживания вагонов с оформлением Актов общей формы, копии которых прикладываются к перевозочным документам при отправлении транспортеров.
5.8.2. Погрузка и выгрузка транспортеров сочлененного типа г/п 240-500 т, которые постоянно сопровождаются бригадами обслуживания, производится под непосредственным руководством и с участием этих бригад, являющихся ответственными за правильность выполнения погрузочно-выгрузочных операций и сохранность оборудования.
5.9. Порядок зачисления порожних транспортеров в резерв и запас и изъятия их из резерва и запаса устанавливается железнодорожной администрацией государства-собственника транспортеров.
5.10. Порядок учета времени нахождения транспортеров на подъездных путях и определения сроков на погрузку-выгрузку транспортеров устанавливается каждой железнодорожной администрацией.
5.11. По вопросам эксплуатации и использования транспортеров, не предусмотренным в настоящей Инструкции, применяются "Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств", утвержденные 24 мая 1996 г.

Глава 6
Порядок отправления негабаритных вагонов электросекций и электропоездов (габарита Т), следующих в недействующем состоянии

6.1. Заявка на отправление негабаритных вагонов электросекций и электропоездов (габарита Т) в недействующем состоянии представляется в адрес железнодорожной администрации (Отдел специальных перевозок - ЦДВ) или железной дороги (Отдел специальных перевозок - ДВ) и начальника станции отправления по форме, приведенной в Приложении 16 к настоящей Инструкции.
6.1.1. Заявку представляют: при отправлении с завода-изготовителя - представитель завода, при отправлении из депо или ремонтного завода - соответственно начальник депо или ремонтного завода и инспектор-приемщик.
При отправлении вагонов электросекций и электропоездов с предприятия, не принадлежащего железнодорожной администрации, заявку представляет представитель отделения дороги или железнодорожного предприятия (фирмы), организующего работу моторвагонного подвижного состава, на территории которых находится предприятие - отправитель вагонов.
6.1.2. По получении заявки начальник станции проверяет наличие у заявителя Акта о готовности вагонов к следованию в недействующем состоянии (форма ТУ-25), составленного установленным порядком, и подтверждает об этом телеграммой в адрес железнодорожной администрации или железной дороги.
6.1.3. Железнодорожная администрация (железная дорога) на основании полученной заявки и подтверждения начальника станции о наличии Акта (форма ТУ-25) дает телеграфное разрешение начальнику станции на отправление соответствующих вагонов электросетей (электропоездов).
6.1.4. Отправление негабаритных вагонов электросекций и электропоездов (габарита Т), перечисленных в таблице п. 6.2 Приложения 6 к настоящей Инструкции, производит начальник станции при наличии Актов о готовности вагонов к следованию в недействующем состоянии (форма ТУ-25), руководствуясь заявкой отправителя и разрешением железнодорожной администрации (железной дороги),
На отправление указанного подвижного состава со станций Латвийской железной дороги разрешения железнодорожной администрации начальнику станции не требуется.
6.2. Подготовка вагонов электросекций и электропоездов для следования их в недействующем состоянии и техническое обслуживания их в пути следования производятся в соответствии с Инструкцией "О порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава".
6.3. Комиссионная проверка размеров вагонов электросекций (электропоездов) на станции отправления и в пути следования не производится. За правильность размеров вагонов в соответствии с указанной серией несет ответственность отправитель (завод-изготовитель), а вагонов электросекций, отправляемых с предприятий, не принадлежащих железнодорожной администрации, - комиссия, принимающая подвижной состав от предприятия в соответствии с указанной в п. 6.2 Инструкцией.
6.4. Аналогичный вышеуказанному порядок отправления следует принимать и для 8-осных полувагонов габарита Тпр и цистерн габарита Тц впредь до выполнения на сети дорог работ по устранению ограничений на их пропуск, а также соответствующей реконструкции подъездных путей и устройств для погрузки-выгрузки таких вагонов.
При этом в заявке на отправление негабаритных вагонов электросекций и электропоездов (см. приложение 16) вместо серии электросекции (электропоезда) следует указать: полувагон габарита Тпр, цистерна габарита типа Тц.
Комиссионная проверка размеров таких вагонов не производится.

Глава 7
Общие требования к размещению и креплению негабаритных и тяжеловесных грузов на открытом подвижном составе

7.1. При размещении и креплении негабаритных грузов на платформах и полувагонах, а также всех грузов на транспортерах, кроме транспортеров сочлененного типа, должны соблюдаться Общие требования Главы 1 "Технических условий погрузки и крепления грузов" (ТУ) с учетом дополнений, изложенных в настоящей Главе и касающихся условий перевозок негабаритных грузов и всех грузов на транспортерах.
7.2. Требования, которым должна удовлетворять техническая документация на перевозку грузов на сочлененных транспортерах, изложены в Главе 2 (пп. 2.4.4, 2.4.5, 2.4.9, 2.5.2) настоящей Инструкции.
7.3. Особые требования, которые должны соблюдаться при погрузке и перевозке грузов на транспортерах сочлененного типа с водильными устройствами грузоподъемностью 300 т (ТСЧ-300М) и 500 т (ТСЧ-500К), устанавливаются Техническими условиями эксплуатации этих транспортеров.
7.4. При производстве расчетов прочности крепления грузов на транспортерах, имеющих 6 и более осей, удельная величина продольной инерционной силы принимается равной 1000 кгс на 1 т массы груза независимо от типа транспортера и способа крепления груза. Удельные величины поперечной и вертикальной инерционных сил принимаются согласно табл. 7.1 настоящей Главы.
7.5. При производстве расчетов устойчивости и прочности крепления негабаритных грузов, перевозимых на платформах и полувагонах, и всех грузов, перевозимых на транспортерах, значение коэффициента запаса устойчивости n в формулах (42), (52) и (53) главы 1 ТУ следует принимать равным 1,25.
7.6. Центр тяжести груза, погруженного на транспортер, должен находиться, как правило, над точкой пересечения продольной и поперечной осей симметрии транспортера. Допускается при необходимости продольное или поперечное, либо одновременно продольное и поперечное смещения общего центра тяжести груза от вертикальных плоскостей, проходящих через оси симметрии транспортера, которые в зависимости от типа и грузоподъемности транспортера, принимаются исходя из следующих условий:
7.6.1. Для 4-осных транспортеров допускаемые смещения общего центра тяжести грузов относительно осей симметрии транспортера принимаются как для 4-осных вагонов в соответствии с Главой 1 ТУ.
7.6.2. Для 6-8-осных транспортеров (кроме транспортеров сцепного типа грузоподъемностью 120 т) допускаемые смещения центра тяжести груза (грузов) относительно осей симметрии транспортеров, в том числе относительно обеих осей одновременно, принимаются по таблицам 7.2 и 7.3 настоящей Главы.
7.6.3. Для 12-осных площадочных и отдельных 12-осных секций сцепных транспортеров грузоподъемностью 340 т допускаемые величины продольного, а также поперечного (более 100 мм) смещения общего центра тяжести грузов относительно осей симметрии транспортера в зависимости от сочетания ряда параметров (высоты общего центра тяжести груженого транспортера от уровня головок рельсов, массы груза, конструкции транспортера и др.) устанавливаются в каждом конкретном случае только на основании результатов расчетов устойчивости груженого транспортера от опрокидывания в кривых. При этом необходимо, чтобы наибольшая нагрузка, передаваемая от груза на пятник грузонесущей балки транспортера не превышала половины его грузоподъемности, указанной на трафарете, а максимальная расчетная статическая нагрузка от колеса на рельс не превышала 12 тс.
Таблица 7.1

Удельные величины инерционных сил, кгс на 1 т массы груза, принимаемые для производства расчетов прочности крепления и устойчивости грузов на транспортерах

┌───────────────────────────────────────┬───────────────┬───────────────┐
│ Типы транспортеров, число осей │ Вертикальные │ Поперечные │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Полуколодцевые, колодцевые, площадочные│ 450/600 │ 300/500 │
│и платформенные 6- и 8-осные │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Сцепные грузоподъемностью 120 т,│ │ │
│состоящие из: │ │ │
│- двух и трех секций (8-й 12-осные), │ 500 │ 350 │
│- четырех секций (16-осные) │ 600 │ 550 │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Площадочные 12- и 16-осные │ 300/400 │ 280/350 │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Сцепные грузоподъемностью 240 т,│ 350 │ 350 │
│состоящие из двух секций (16-осные), и│ │ │
│трех секций (20-осные) и четырех секций│ │ │
│(24-осные) │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Сцепные грузоподъемностью 340 т│ 250 │ 350 │
│24-осные и 480 т 32-осные │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Отдельные секции сцепных│ 250/300 │ 350/450 │
│грузоподъемностью 340 и 480 т,│ │ │
│соответственно, 12-осные│ │ │
│грузоподъемностью 170 т и 16-осные│ │ │
│грузоподъемностью 240 т │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Сочлененные 16-, 20-, 28- и 32-осные) │ 350 │ 350 │
└───────────────────────────────────────┴───────────────┴───────────────┘
Примечание: в числителе - для сечений, расположенных в плоскости поперечной оси симметрии грузонесущей балки транспортера, в знаменателе - в опорном сечении грузонесущей балки транспортера (над шкворневой балкой).
7.6.4. Для сцепных транспортеров всех типов допускаемая величина продольного смещения центра тяжести груза не должна превышать 0,1.5L_т, где L_т - расстояние между поперечными осями турникетов грузонесущих секций, мм, а поперечного сечения - 100 мм. При этом нагрузка, приходящаяся от груза на каждый турникет не должна превышать половины грузоподъемности транспортера, указанной на трафарете.
7.6.5. Для отдельных 16-осных секций сцепного транспортера грузоподъемностью 480 т допускаемая величина продольного смещения центра тяжести груза не должна превышать 0,1 L, где L - база несущей балки (16600 мм), а поперечного смещения - 50 мм. При этом нагрузка, приходящаяся на каждую сменную опору отдельной секции, не должна превышать 120 тc.
Таблица 7.2.
┌───────────┬──────────────────────────┬──────────┬─────────────────────┐
│ Масса │ Допускаемые продольные │ Масса │ Допускаемые │
│ груза, т │ смещения центра тяжести │ груза, т │ продольные смещения │
│ │ груза от поперечной оси │ │центра тяжести груза │
│ │ симметрии транспортеров │ │ от поперечной оси │
│ │при высоте центра тяжести │ │ симметрии │
│ │ транспортера с грузом до │ │ транспортеров при │
│ │ 2,5 м от уровня головок │ │высоте центра тяжести│
│ │ рельсов, м │ │транспортера с грузом│
│ │ │ │ до 2,5 м от уровня │
│ │ │ │ головок рельсов, м │
├───────────┼──────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┤
│ До 50 │ 3,0 │ 90 │ 1,65 │
│ 55 │ 2,7 │ 95 │ 1,58 │
│ 60 │ 2,5 │ 100 │ 1,5 │
│ 65 │ 2,3 │ 105 │ 1,42 │
│ 70 │ 2,1 │ 110 │ 1,3 │
│ 75 │ 2,0 │ 115 │ 1,0 │
│ 80 │ 1,8 │ 120 │ 0,7 │
│ 85 │ 1,75 │ │ │
└───────────┴──────────────────────────┴──────────┴─────────────────────┘
Примечание: Величины смещения центра тяжести груза для промежуточных значений массы груза определяются линейной интерполяцией.