Действующий
2.4. Грузоподъемность железобетонных балочных пролетных строений эксплуатируемого моста определяют в соответствии с требованиями ВСН 32-78
Допускается устанавливать грузоподъемность пролетных строений по результатам специальных испытаний, фиксирующих фактические деформации в арматуре растянутой зоны и хомутах, бетоне сжатой зоны, бетоне элементов, испытывающих крутильные деформации, а также фиксирующих раскрытие силовых трещин. Усилия определяют только в основных расчетных сечениях элементов и сечениях с дефектами, снижающими несущую способность.
2.5. При оценке жесткости диафрагм учитывают наличие трещин в диафрагмах, состояние мест приварки накладок, несовпадение полудиафрагмы в плане.
При смещении полудиафрагм в плане до 15 мм изменение поперечной жесткости можно не принимать в расчет. При большем смещении полудиафрагм и наличии дефектов в сварных швах накладок степень снижения поперечной жесткости принимают пропорционально степени снижения несущей способности объединения или устанавливают экспериментальным путем по результатам испытаний моста.
При смещении полудиафрагм свыше 50 мм, отрыве накладок и повреждениях в сварных швах распределение нагрузок между балками пролетных строений определяют в предположении шарнирного объединения сборных балок в уровне плиты проезжей части.
Фактическая жесткость балок пролетных строений может быть определена как теоретически, так и по результатам статических или динамических испытаний.
2.6. При оценке несущей способности элементов пролетных строений сечение арматуры принимают с учетом ослабления металла коррозией. Внешним признаком коррозии арматуры является наличие трещины вдоль нее в защитном слое бетона. Фактическое сечение арматуры определяют по результатам замеров на полностью оголенной арматуре на каком-либо участке или на арматуре, оголенной с одной стороны. При этом, если не представляется возможным замерить фактический диаметр неповрежденной арматуры, его определяют по толщине коррозии, принимая, что наличие окислов толщиной 5 мм соответствует повреждению металла на глубину 1 мм.
В отдельных случаях (для тротуаров, консолей балок, диафрагм, стоек опор) степень повреждения арматуры коррозией определяют приближенно по раскрытию трещин и продолжительности эксплуатации сооружения (см. п.2.6 ВСН 32-78). Коррозию предварительно напрягаемой арматуры устанавливают после вскрытия пучка на участке с наиболее сильными протечками и следами коррозии.
[4] конструкции методами, учитывающими пространственную и совместную работу отдельных элементов, а также с учетом фактического состояния самих несущих элементов и соединений.
2.7. Грузоподъемность сталежелезобетонных пролетных строений определяют путем пересчета в соответствии с требованиями Расчетные характеристики материалов (металл, бетон, арматурная сталь) определяют испытаниями или принимают по данным проектной документации (со своими коэффициентами надежности), а при отсутствии документации - по нормам или ГОСТам, действовавшим на момент изготовления пролетных строений.
2.8. Несущую способность основания опор как показателя состояния сооружения, предусмотренного к уширению, определяют с учетом увеличения несущей способности по грунту за период эксплуатации сооружения. При этом срок эксплуатации сооружения должен быть не менее 5 лет. При меньшем сроке увеличение несущей способности не учитывают. Практически не учитывают увеличения несущей способности свай-стоек или однорядных свайных опор.
Несущую способность оснований на стадии ТЭР определяют с целью установить возможность уширения опор, не затрагивая основания и фундаментов. В случаях, когда уширения фундаментов избежать нельзя, предварительные расчеты не выполняют, а несущую способность уширенной опоры проверяют на стадии разработки проекта в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84 и раздела 4 настоящей Инструкции.
2.9. Допускается без предварительных расчетов принять, что возможно использование массивных опор автодорожных мостов постройки до 1962 г. без уширения фундамента, при условиях:
в существующей опоре фундаменты мелкого заложения на глубину более 2 м и свайные фундаменты с длиной свай свыше 7 м;
Для свайных фундаментов массивных опор с иными грунтами и иной длиной свай несущая способность может быть оценена с использованием приложения 2.
Для мостов постройки после 1962 г. возможность использования при уширении свайно-эстакадных опор, не затрагивая фундаментов, определяется по данным приложения 3, справедливого при условии симметричного уширения от 1 до 3 м.
2.10. В случаях, когда состояние опор вызывает опасение, исполнительская документация отсутствует или имеются сведения о нарушении технологии работ при строительстве фундаментов, а также при необходимости более точного определения несущей способности по грунту в сложных условиях реконструкции, следует использовать метод динамического зондирования грунтов основания (см.
увеличение ширины тротуаров с добетонированием консолей или применением сборных тротуарных плит, обеспечивающих увеличение пешеходного габарита; смещение тротуарных блоков или их удаление, смещение тротуарных блоков с добетонированием консолей плит (группа А);
устройство монолитной (сборно-монолитной, сборной) накладной плиты, включенной в совместную работу с главными балками, с увеличенными консолями (группа Б);
пристройка балок пролетных строений в одну или две стороны (симметрично или несимметрично) с уширением:
3.2. При уширении путем добавления элементов пролетных строений следует использовать элементы конструкций, выпускаемые предприятиями мостостроительной индустрии, и товарный стальной прокат. При необходимости уширения пролетных строений, длина которых отлична от унифицированных размеров, выпускаемых заводами и полигонами железобетонных балок и плит, следует предусматривать изготовление элементов уширения в существующих опалубках и формах с изменением длины.
В отдельных случаях допускается уширение с использованием современных конструкций пролетных строений без изменения их длины. При этом смещение в плане между новым и старым пролетным строением (ступенька) на устое не должно превышать 1 м, а длина моста - 50 м. В мостах большей длины ступенька в уровне плиты проезжей части не допускается (из условия работы деформационных швов).
балки пролетных строений с каркасной арматурой (типовой проект 710/5) - при уширении ребристых пролетных строений с диафрагмами и без диафрагм длиной до 16,76 м (типовые проекты, инв. N 10, 11, 56, 56Д и 710/5);
балки пролетных строений ребристо-плитных конструкций (типовой проект вып.856) - при уширении монолитных ребристых, балочных, балочно-консольных и рамно-консольных мостов, а также ребристых сборных пролетных строений с пролетами до 15 м;
балки преднапряженные по типовому проекту 384/46 - при уширении ребристых пролетных строений балочных систем с пролетами свыше 15 м;
плиты пустотные преднапряженные (типовой проект 384/43) - при уширении ребристых диафрагменных каркасных (типовой проект 56) и преднапряженных (типовой проект 384/26), а также плитных пролетных строений и сталежелезобетонных пролетных строений с прокатными балками;
стальной прокатный профиль (например, I N 55) или двутавровые широкополочные стальные балки - при уширении сталежелезобетонных пролетных строений с прокатными балками.
группе А) предусматривают замену существующих тротуарных блоков. Применяемые типовые конструкции тротуарных блоков (1,0 м или 1,5 м взамен 0,5; 0,75 или 1,0 м) закрепляют на крайних балках пролетного строения или поддерживают специальными конструкциями (кронштейнами, подкосами, ребрами жесткости).
3.4. Схемы увеличения пешеходного габарита с целью повышения пропускной способности тротуаров (схемы уширения по При неудовлетворительном состоянии консолей крайних плит замена тротуарных блоков должна сопровождаться удалением существующих консолей и добетонированием новых (с устройством кронштейнов, подкосов, ребер жесткости). Схемы с подкосами применяют в конструкциях с плитой, армированной в двух уровнях.
Схемы уширения, предусматривающие смещение тротуарных блоков или их удаление, могут быть применены при увеличении габарита на 0,5-1,5 м (рис.3.2).
группа Б), не требующее добавления балок, применяют, как правило, при увеличении габарита на 1,0-3,0 м в пролетных строениях до 18 м, а в отдельных случаях и более. При этом предусматривают удаление всех элементов мостового полотна (тротуаров, слоев одежды и др.) и обеспечение совместной работы плиты и эксплуатируемых пролетных строений.
3.5. Уширение за счет монолитной накладной плиты (Возможные схемы уширения по группе Б приведены на рис.3.3. При выборе схем на стадии вариантного проектирования учитывают область рационального применения, оговоренную выше и в табл.3.1, а также реальную степень повышения класса элементов по грузоподъемности, показанную в табл.3.1.
┌─────────┬──────────────┬────────────┬───────┬─────────────────────────────┐
│Схема по │ Существующий │ Новый │ Длина │ Повышение класса │
│ рис.3.3 │ габарит │ габарит │пролет-│грузоподъемности %, для балок│
│ │ │ │ ного ├──────┬───────┬──────┬───────┤
│ │ │ │строе- │ N 1 │ N 2 │ N 3 │ N 4 │
│ │ │ │ния, м │ │ │ │ │
├─────────┼──────────────┼────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┤
│ а │ Г-7+2х0,75 │ Г-8+2х0,75 │ 9,0 │ 25 │ 30 │ 35 │ 40 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 12,0 │ 20 │ 26 │ 32 │ 35 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ а │ Г-7+2х0,75 │ Г-8+2х0,75 │ 15,0 │ 15 │ 20 │ 25 │ 30 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 18,0 │ 10 │ 18 │ 23 │ 30 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ Г-8+2х0,75 │Г-9,5+2х1,0 │ 9,0 │ 20 │ 26 │ 35 │ 40 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 12,0 │ 15 │ 22 │ 32 │ 35 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 15,0 │ 10 │ 15 │ 25 │ 30 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 18,0 │ 5 │ 13 │ 23 │ 30 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ б │ Г-7+2х0,5 │ Г-8+2х0,75 │ 11,36 │ 15 │ 25 │ 30 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │(проект N 56) │ │ 14,06 │ 15 │ 25 │ 30 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 16,76 │ 10 │ 20 │ 25 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ Г-8+2х0,75 │Г-9,5+2х1,0 │ 11,36 │ 15 │ 25 │ 30 │ 30 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ (ТП N 56) │ │ 14,06 │ 10 │ 20 │ 25 │ 30 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 16,76 │ 5 │ 15 │ 25 │ 25 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ в │ Г-8+2х0,75 │ Г-10+2х1,0 │ 11,36 │ 10 │ 15 │ 20 │ 25 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │(проект N 56) │ │ 14,06 │ 5 │ 15 │ 20 │ 25 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 16,76 │ 0 │ 10 │ 15 │ 25 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ Г-9+2х1,0 │ Г-11,5 + │ 11,36 │ 5 │ 15 │ 20 │ 25 │
│ │ │ 2х1,5 │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 14,06 │ 0 │ 10 │ 15 │ 25 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ г │ Г-8+2х0,75 │ Г-10+2х1,0 │ 16,76 │ 15 │ 25 │ 30 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ (ТП 122, │ │ 22,16 │ 10 │ 20 │ 25 │ - │
│ │ ВТП-16.) │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ Г-8+2х0,75 │ Г-11,5 + │ 16,76 │ 5 │ 15 │ 25 │ - │
│ │ │ 2х1,5 │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ а │ Г-6+2х0,50 │ Г-8+2х1,0 │ 8,66 │ 30 │ 35 │ 40 │ - │
│(рис.3.3-│ │ │ │ │ │ │ │
│ 2) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 11,36 │ 30 │ 35 │ 40 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 14,06 │ 25 │ 30 │ 35 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ б │ Г-7+2х0,75 │ Г-9+2х1,0 │ 8,66 │ 35 │ 40 │ 45 │ - │
│(рис.3.3-│ │ │ │ │ │ │ │
│ 2) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 16,76 │ 30 │ 35 │ 40 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ Г-10+2х1,0 │ 8,66 │ 30 │ 35 │ 40 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 16,76 │ 20 │ 25 │ 30 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ Г-8+2х1,0 │ Г-10+2х1,0 │ 8,66 │ 35 │ 40 │ 45 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 16,76 │ 25 │ 30 │ 35 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ в │ Г-8+2х1,0 │ Г-11,5 + │ 8,66 │ 35 │ 40 │ 45 │ - │
│(рис.3.3-│ │ 2х1,5 │ │ │ │ │ │
│ 2) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 11,36 │ 35 │ 40 │ 45 │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 14,06 │ 30 │ 35 │ 40 │ - │
└─────────┴──────────────┴────────────┴───────┴──────┴───────┴──────┴───────┘
Примечание. Степень повышения класса грузоподъемности подсчитана по изгибающему моменту в середине пролета, она показывает примерную возможность схем уширения по рис.3.3. Табл.3.1, как и последующие таблицы этого раздела, дана в качестве примера при выборе технического решения.
рис.3.4).
3.6. Схемы уширения с помощью ребристой накладной плиты (в сборном или сборно-монолитном вариантах), а также не требующие уширения опор, применяют при увеличении габарита в основном на 2-5 м (а в отдельных случаях, при достаточном технико-экономическом обосновании - и более) в мостах с пролетами до 18 м и с пролетными строениями как разрезных, так и неразрезных систем (