(Утративший силу) Ведомственные строительные нормы ВСН 52-89"Указания по оценке...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
Дорожная конструкция считается прочной, если на рассматриваемый момент времени обеспечивается необходимая ее сплошность и ровность дорожного покрытия. Это условие соблюдается в случае, когда: общая толщина дорожной одежды достаточна для обеспечения нужной морозоустойчивости конструкции; модули упругости дорожной конструкции не ниже модулей, требуемых по условиям движения; в связных слоях одежды не возникают растягивающие напряжения при изгибе, превышающие допустимые значения; в несвязных и слабосвязных слоях дорожной одежды и грунте земляного полотна возникающие напряжения не превышают значений, при которых обеспечивается условие местного предельного равновесия по сдвигу.
В процессе эксплуатации дорожной конструкции под воздействием автомобильного движения, погодно-климатических и гидрологических факторов происходит постепенное уменьшение ее прочности, связанное с внутренними необратимыми изменениями в отдельных конструктивных элементах. Эти необратимые изменения накапливаются главным образом в расчетный период. В северных и центральных районах нашей страны расчетный период наблюдается обычно во время весеннего оттаивания дороги, в южных - его начало часто совпадает с периодом выпадения зимне-весенних осадков.
1.3. Чтобы предотвратить преждевременное повреждение дорожных покрытий, оценивают прочность конструкций и назначают мероприятия, обеспечивающие необходимую их надежность и срок службы.
1.4. К оценке прочности дорожных одежд прибегают:
для накопления банка данных о состоянии сети дорог с целью рационального планирования средств на ремонтные работы;
на стадии приемки в эксплуатацию построенных участков дорог для контроля качества строительства;
при решении вопроса об усилении существующих покрытий или временном ограничении движения автомобилей по осевым нагрузкам в неблагоприятные по условия # увлажнения периоды года;
при разработке рекомендаций о пропуске по существующим дорогам большегрузных, сверхнормативных нагрузок;
в научно-исследовательских целях.
1.5. В качестве обобщающего критерия несущей способности (прочности) используют величину обратимого прогиба (модуля упругости) конструкции. Требуемые показатели прочности назначают с учетом принятой расчетной нагрузки, типа покрытия, общей толщины дорожной одежды, дорожно-климатической зоны и грунтово-гидрологических условий на обследуемом участке дороги.
1.6. Для оценки прочности выполняют полевые испытания (линейные и контрольные) дорожных одежд как в расчетные, так и в нерасчетные периоды года. Получаемые результаты приводят к расчетному году.
Для накопления банка данных испытания следует проводить не реже одного раза в 3 - 5 лет в зависимости от условий движения на автомобильных дорогах.
На стадии приемки дорог в эксплуатацию полевые испытания (контрольные и линейные) следует проводить после завершения строительства характерного участка дороги длиной не менее 500 м.
При решении вопроса об усилении покрытий дорожные одежды подвергают полевым испытаниям в случаях, когда их состояние по ровности или степени повреждения покрытий дефектами в виде сетки трещин, просадок и волн не удовлетворяет требованиям, предъявляемым ВСН 41-88 Минавтодора РСФСР по условиям движения (табл.1.1). При этом испытания начинают только после приведения намеченных к обследованию участков дорог в соответствии с требованиями по условию водоотвода и в части возвышения поверхности земли (см. СНиП 2.05.02-85 пп.6.10 - 6.13).
Таблица 1.1
┌────────┬──────┬─────┬───────┬─────┬──────┬───────┬─────┬──────┬───────┐
│ К_н │ 0,55 │0,60 │ 0,65 │0,70 │ 0,75 │ 0,80 │0,85 │ 0,90 │ 0,95 │
├────────┼──────┼─────┼───────┼─────┼──────┼───────┼─────┼──────┼───────┤
│дельта*,│ 530 │ 510 │ 475 │ 440 │ 390 │ 340 │ 265 │ 170 │ 80 │
│см/км │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└────────┴──────┴─────┴───────┴─────┴──────┴───────┴─────┴──────┴───────┘
Примечания. 1. Показатель ровности покрытия * соответствует показаниям толчкомера ТХК-2, установленного на автомобиле УАЗ-452. При использовании других марок автомобилей требуется предварительная тарировка прибора.
2. Допустимый % деформирования покрытия определяют по формуле:
, (1.1)
1.7. Прочность дорожной одежды в течение расчетного периода может весьма существенно колебаться не только изо дня в день, но и в течение суток. В этих условиях результаты линейных испытаний дорожных конструкций должны быть приведены к сопоставимому виду.
Необходимые поправки вносят по результатам ежедневных контрольных испытаний на специально выбранных контрольных точках.
1.8. По результатам полевых испытаний, обработанных методами математической статистики, определяют фактические показатели прочности дорожных одежд, сопоставляют их с величинами, требуемыми по условиям движения, и принимают решение по несущей способности обследованных дорог.
1.9. Требуемые показатели прочности назначают с учетом фактической интенсивности транспортного потока на дороге, приведенной к расчетным нагрузкам. Для приведения автомобилей к расчетным нагрузкам используют коэффициенты приведения, назначенные с учетом типа дорожной одежды или прочности дорожной конструкции.
1.10. Прочными считаются те участки дорог, на которых фактические показатели прочности оказываются не ниже требуемых. Для непрочных участков рассчитывают слои усиления или назначают мероприятия по ограничению движения автомобилей по осевым нагрузкам в неблагоприятные по условиям увлажнения периоды года. Возможен и комбинированный подход, когда в течение некоторого периода ограничивают движение по дороге, а затем усиливают дорожную конструкцию. В каждом конкретном случае вопрос о проведении того или иного мероприятия должен решаться на основании технико-экономических расчетов.

2. Обследование нежестких дорожных одежд с целью оценки их прочности

2.1. Порядок оценки

2.1.1. Оценка прочности дорожных одежд - важнейшее звено в общем порядке обследования дорожных конструкций (рис.2.1), определяемом Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог (ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР). Все работы проводят в три основных этапа обследования: предварительное, подготовка к детальному и собственно детальное.
2.1.2. При проведении предварительного обследования вид и количество дефектов проезжей части определяют для уточнения фактической степени деформирования покрытия (см. п.1.6) и назначения границ характерных участков. Фактическую степень деформирования покрытия определяют по полосам наката и оценивают длиной участка с прочностными дефектами в долях от общей протяженности характерного участка.
                      ┌────────────────────┐
│ I. Предварительное │
│ обследование │
└─────────┬──────────┘
        ┌───────────────────────┼───────────────────────────┐
│ ▼ │
│ ┌────────────────────┐ │
│ │ Оценка ровности │ │
│ │ покрытия │ │
│ └─────────┬──────────┘ │
▼ ▼ ▼
┌────────────────┐  ┌─────────────────────────┐   ┌─────────────────┐
│Определение вида│ │Выявление участков с не- │ │Оценка сцепных │
│ и количества ├─►│удовлетворительной ров- │ │качеств покрытия │
│ дефектов │ │ностью и с недопустимым │ └─────────┬───────┘
│ │ │% деформирования покрытия│ │
└──────┬─────────┘ └───────────┬─────────────┘ │
│ │ ▼
       ▼                        ▼                  ┌────────────────┐
┌───────────────┐ ┌─────────────────────────┐ │Мероприятия по │
│ Содержание │ │II. Подготовка к деталь- │ │улучшению сос- │
└───────────────┘ │ ному обследованию │ │тояния покрытия │
└───────────┬─────────────┘ └────────────────┘
                   ┌──────────────────────────┐
│Анализ технической доку- │
│ментации и назначение │
│характерных участков │
└────────────┬─────────────┘
┌────────────────┐ ┌─────────────────────────┐     ┌────────────────┐
│Требования СНиП │ │Проверка соответствия зе-│ │Требования СНиП │
│2.05.02-85 удов-│ │мляного полотна требова- │ │2.05.02-85 не │
│летворены │◄┤ниям СНиП 2.05.02-85 по ├────►│удовлетворены │
└───────┬────────┘ │условиям водоотвода и │ └────────┬───────┘
│ │высоты насыпи │ ▼
        │          └─────────────────────────┘     ┌──────────────────┐
│ │Отрывка или углуб-│
└───────────────────────┬──────────────────┤ление боковых ка- │
│ │нав, планировка │
▼ │резервов │
┌───────────────────────────┐ └──────────────────┘
│III. Детальное обследование│
└──────────────┬────────────┘