(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2-2009"Межгосударственная система...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- первая стадия - организация разработки стандарта;
- вторая стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в государствах - участниках Соглашения;
- третья стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта, ее рассмотрение в государствах - участниках Соглашения и голосование;
- четвертая стадия - принятие стандарта и его регистрация.
В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта (например, в случае, указанном в 3.6.1) или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).
3.1.5 Положения, устанавливаемые в межгосударственном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии по отношению к данному объекту и/или аспекту стандартизации и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
3.1.6 В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта могут быть предложены:
- действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны;
- действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или региональный стандарт;
- международный документ, не являющийся международным стандартом.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
- содержание применяемого стандарта (документа) должно удовлетворять целям межгосударственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0 (раздел 4);
- наличие международного, регионального или двухстороннего соглашения, допускающего такое применение стандарта (документа), или разрешение правомочного на это органа.
При соблюдении этих условий действующий национальный стандарт государства - участника Соглашения может быть предложен для принятия в качестве межгосударственного стандарта в соответствии с 3.6.
3.1.7 При разработке межгосударственного стандарта необходимо обеспечить увязку его положений с положениями ранее принятых межгосударственных стандартов. Если эти положения устарели и противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 5 или их отмену в соответствии с разделом 6.
3.1.8 Проект межгосударственного стандарта и иных документов, используемых в процессе его разработки, оформляют в электронно-цифровой форме, пригодной для обмена документами в соответствии с порядком, установленным МГС [1].

3.2 Организация разработки межгосударственного стандарта

3.2.1 При разработке межгосударственного стандарта (далее - стандарт*(2)) в государстве - участнике Соглашения национальный орган по стандартизации этого государства (далее - национальный орган) готовит соответствующее предложение к программе работ по межгосударственной стандартизации в соответствии с порядком, установленным МГС, [2] и с использованием Интегрированной автоматизированной информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).
Примечание - Темы по разработке межгосударственных стандартов в области строительства и строительных материалов также включают в план работ по межгосударственной стандартизации и техническому нормированию, который принимает Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).
3.2.2 В обоснованных случаях допускается разработка проекта стандарта в инициативном порядке (без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации). В этом случае национальный орган или уполномоченная им организация вносит соответствующую информацию в АИС МГС в виде предложения об инициативной разработке.
Примечание - Данная система осуществляет автоматическую отправку уведомлений об инициативной разработке проекта стандарта (с краткой аннотацией) на адреса электронной почты национальных органов других государств - участников Соглашения.
3.2.3 Организацию работ по разработке проекта стандарта в государстве - участнике Соглашения осуществляют национальный орган этого государства и секретариат МТК (а при его отсутствии - секретариат национального технического комитета по стандартизации), который имеет соответствующую по тематике область деятельности и за которым закреплен соответствующий объект стандартизации.
Примечания
1 При наличии МТК фактически организацией разработки проекта стандарта в государстве-разработчике занимается секретариат национального технического комитета по стандартизации (далее - секретариат национального ТК), которому национальным органом этого государства поручено выполнение функций постоянно действующего национального рабочего органа в данном МТК.
2 Здесь и далее, где упоминается МТК или национальный ТК соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК или подкомитет национального ТК и их органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК или в положении о национальном ТК).
3 Конкретные правила организации разработки проектов межгосударственных стандартов (начиная с подачи соответствующих предложений) в государствах - участниках Соглашения могут быть установлены национальными органами этих государств.
3.2.4 Разработчиком проекта стандарта (далее - разработчик) должна быть организация, которая специализируется по данному виду продукции (услуг, технологий или иному объекту стандартизации) и имеет в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал. Выбор разработчика осуществляет заказчик разработки*(3). В обоснованных случаях для разработки стандарта может быть создана рабочая группа из квалифицированных специалистов разных организаций, которые имеют опыт разработки нормативных и/или технических документов в данной области. При этом в рабочую группу могут быть включены по представлению национальных органов (органов государственного управления строительством) других государств - участников Соглашения полномочные представители в МТК, секретариатов соответствующих национальных ТК или иные специалисты, компетентные в этой области.

3.3 Правила разработки первой редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрения

3.3.1 Разработчик стандарта разрабатывает первую редакцию проекта стандарта и готовит пояснительную записку к нему.
3.3.2 При разработке проекта стандарта руководствуются общими требованиями к его содержанию, установленными ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено применением международного (регионального) стандарта (документа) как основы для разработки (см. ГОСТ 1.3) или требованиями технического задания, если разработка стандарта осуществляется на основании договора или контракта.
3.3.3 При разработке проекта стандарта используют или учитывают:
- требования национальных технических регламентов, а также технические регламенты региональных интеграционных образований, например директивы Европейского союза и правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные, региональные и межгосударственные стандарты, а также международные документы, не являющиеся международными стандартами;
- национальные стандарты государств - участников Соглашения;
- национальные стандарты экономически развитых стран;
- стандарты организаций (фирменные и корпоративные стандарты), разработанные передовыми предприятиями (компаниями), научными организациями и общественными объединениями своей страны и других стран;
- прочую информацию о современных достижениях науки, техники и технологии;
- предложения национальных органов государств - участников Соглашения, членов МТК и членов национального ТК, государственных органов, а также иных юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
3.3.3.1 При отсутствии у разработчика национальных стандартов и технических регламентов других государств - участников Соглашения эти документы могут быть запрошены через национальный орган своего государства у национальных органов этих государств, которые при наличии заинтересованности могут предоставить их русские версии или переводы на русский язык на безвозмездной основе.
Примечание - Документы в области строительства и строительных материалов могут быть запрошены через орган государственного управления строительством.
3.3.3.2 При использовании в проекте стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства государства-разработчика. При этом необходимую информацию приводят в пояснительной записке к проекту и/или в предисловии стандарта.
3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта - по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4, подразделы 6.1 и 6.2).
3.3.5 При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного (регионального) стандарта или международного документа, не являющегося международным стандартом, используют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.
Примечание - При соблюдении условий, указанных в 3.6.1, принятие международного (регионального) стандарта (документа) в качестве межгосударственного стандарта может быть осуществлено по правилам, установленным в 3.6.
3.3.6 В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:
- основание для разработки стандарта с указанием номера темы по программе работ по межгосударственной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, если необходимо для конкретизации соответствующих сведений, приведенных в разделе 1 стандарта;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки стандарта;
- обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне;