(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 011-88/Миннефтегазстрой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.7. Трубопровод считается выдержавшим испытание на прочность и проверку на герметичность, если за время испытания трубопровода на прочность труба не разрушилась, а при проверке на герметичность давление остается неизменным и не будут обнаружены утечки.
3.8. При разрыве, обнаружении утечек визуально, по звуку, запаху или с помощью приборов участок трубопровода подлежит ремонту и повторному испытанию на прочность и проверке на герметичность.
3.9. При многониточной прокладке промысловых трубопроводов допускается одновременное их испытание гидравлическим или пневматическим способом.

Гидравлическое испытание

3.10. Для проведения гидравлического испытания давление внутри трубопроводов создают водой или жидкостями с пониженной температурой замерзания, предусмотренными проектом.
3.11. В качестве источников воды для гидравлического испытания следует использовать естественные или искусственные водоемы (реки, озера, водохранилища, каналы и т.п.), пересекаемые строящимся трубопроводом или расположенные вблизи него.
Объем воды в источниках должен быть достаточным для проведения испытания, а уровень (несмотря на наличие фильтра по п. 2.4) - обеспечивать подачу ее в трубопровод чистой (без механических примесей).
3.12. В состав основных работ по гидравлическому испытанию трубопровода входят:
подготовка к испытанию;
наполнение трубопровода водой;
подъем давления до испытательного;
испытание на прочность;
сброс давления до проектного рабочего;
проверка на герметичность;
сброс давления до 0,1-0,2 МПа (1-2  ).
При необходимости выполняются работы, связанные с выявлением и ликвидацией дефектов.
3.13. Для гидравлического испытания трубопровод при необходимости следует разделить на участки, протяженность которых ограничивают с учетом разности высотных отметок по трассе и испытательных давлений, установленных проектом.
3.14. Гидравлическое испытание на прочность необходимо производить для:
трубопроводов (кроме магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов) - на давление в верхней точке и не более гарантированного заводом испытательного давления ( ) в нижней точке (рис. 9);
нефтепроводов, нефтепродуктопроводов - на гарантированное заводом испытательное давление в нижней точке и не менее в верхней точке (рис. 10).
Время выдержки под испытательным давлением должно составлять 24 ч.
3.15. При подготовке к испытанию каждого участка необходимо в соответствии с принятой схемой испытания выполнить следующие операции:
отключить испытываемый участок от смежных участков сферическими заглушками или линейной арматурой (если перепад давления на арматуре не превысит паспортной характеристики);
смонтировать и испытать обвязочные трубопроводы наполнительных и опрессовочных агрегатов и шлейф подсоединения к трубопроводу;
смонтировать (при необходимости) узлы пуска и приема поршней;
установить контрольно-измерительные приборы;
смонтировать (при необходимости) воздухоспускные и сливные краны.
3.16. При заполнении трубопровода водой для гидравлического испытания из него необходимо удалить воздух.
Удаление воздуха из трубопровода следует осуществлять с помощью поршней-разделителей или через воздухоспускные краны, предназначенные для целей эксплуатации или установленные на концах участка трубопровода.
3.17. Диаметр воздухоспускных кранов следует выбирать в зависимости от суммарной производительности наполнительных агрегатов и диаметра испытываемого трубопровода.
Для трубопроводов диаметром до 500 мм и суммарной производительности агрегатов 300  устанавливают воздухоспускные краны диаметром 25-32 мм, при диаметрах трубопроводов более 500 мм и большей суммарной производительности агрегатов - воздухоспускные краны диаметром 50-100 мм.
На концах испытываемых участков следует устанавливать воздухоспускные краны диаметром не менее 50 мм.
3.18. Наполнение трубопровода без пропуска поршня-разделителя необходимо осуществлять при открытых воздухоспускных кранах, которые закрывают, как только через них перестанет выходить воздух и потечет плотная струя воды.
3.19. Наполнение трубопровода с пропуском поршня-разделителя производится при полностью закрытых воздухоспускных кранах и открытой линейной запорной арматуре.
3.20. На трубопроводах, очищаемых промывкой (поршни-разделители перемещаются под давлением воды), процесс вытеснения воздуха объединяют с процессом очистки полости трубопровода (см. рис. 1).
Время наполнения трубопровода водой может быть определено по номограмме рекомендуемого прил. 1.
3.21. Посла выхода поршня-разделителя через сливной патрубок закрывают запорную арматуру, срезают патрубок и устанавливают сферическую заглушку на конце трубопровода.
Затем поднимается давление в трубопроводе наполнительными агрегатами до давления, максимально возможного по их техническим характеристикам, а далее - опрессовочными агрегатами - до давления испытания.

Пневматическое испытание

3.22. Для проведения пневматического испытания давление внутри газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов создают воздухом или природным газом.
3.23. В качестве источников сжатого воздуха используют передвижные компрессорные установки, которые в зависимости от объема полости испытываемого участка и величины испытательного давления применяют по одной или объединяют в группы.
Время наполнения трубопровода воздухом может быть определено по номограмме рекомендуемого прил. 1.
3.24. Природный газ для испытания трубопроводов следует подавать от скважины (только для промысловых трубопроводов) или от действующих газопроводов, пересекающих строящийся объект или проходящих непосредственно около него.
3.25. Давление при пневматическом испытании на прочность трубопровода в целом на последнем этапе должно быть равно , а продолжительность выдержки под этим давлением - 12 ч.
График изменения давления в трубопроводе при пневматическом испытании приведен на рис. 11.
3.26. Заполнение трубопровода воздухом или природным газом производится с осмотром трассы при давлении, равном 0,3 от испытательного на прочность, но не выше 2 МПа (20  ).
3.27. В процессе закачки в природный газ или воздух следует добавлять одорант, что облегчает последующий поиск утечек в трубопроводе. Для этого на узлах подключения к источникам газа или воздуха необходимо монтировать установки для дозирования одоранта. Рекомендуемая норма одоризации этилмеркаптаном 50-80 г на 1000  газа или воздуха.