(Действующий) СП 298.1325800.2017 Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.4 взвешенные частицы невыхлопного происхождения: Частицы пыли, как правило, диаметром 2,5 мм, образующиеся в результате разрушения дорожного полотна, тормозных колодок и т.п.
3.5 видимость, м: Отношение светового потока, прошедшего в воздухе без изменения направления путь, равный 1 м, к световому потоку, вошедшему в воздух в виде параллельного пучка.
3.6 выбросы загрязняющих веществ, г/ч 2/ч): Количество загрязняющих веществ различной химической и физической природы, выделяющихся в единицу времени при движении транспортных средств по тоннелю.
3.7 габарит приближения строений и оборудования автодорожных тоннелей (габарит приближения): Предельное поперечное (перпендикулярное оси проезжей части) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и строительных конструкций, всех видов оборудования и устройств (устройства вентиляции, электроснабжения, освещения, сигнализации, связи, направляющие, дренажные, водоотводные, противопожарные и др.) с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж.
3.8 дефлекторы: Пластины, устанавливаемые на выходе воздушного потока из струйного вентилятора и отклоняющие воздушный поток на заданный угол от линии, параллельной оси тоннеля.
3.9 дорожный уклон тоннеля, %: Отношение разности высот начала и конца рассматриваемого участка тоннеля к проекции длины этого участка на горизонтальную плоскость.
3.10 естественная тяга, Па: Перепад давлений (депрессия), создаваемый вследствие разности средней температуры воздуха в тоннеле и температуры атмосферного воздуха у портала с меньшей высотной отметкой относительно уровня моря; разности средних температур столбов атмосферного воздуха, имеющих высоту, соответствующую высоте приземного слоя атмосферы у порталов тоннеля; ветрового напора.
3.11 импульс струйного вентилятора, Н: Реактивная сила, равная произведению массового расхода воздуха, подаваемого вентилятором, на среднюю скорость воздуха в его входном сечении.
3.12 интенсивность движения транспортных средств: Количество транспортных средств различного типа, проходящих через тоннель в единицу времени (с, ч, сут).
3.13 коэффициент ослабления, м-1: Потери интенсивности светового потока относительно начальной интенсивности светового потока у источника после прохождения им единичного расстояния через воздушную среду в тоннеле.
3.14 количество движения (импульс), кг·м/с: Векторная физическая величина, равная произведению массы точки на ее скорость.
Примечание - Количество движения является мерой механического движения.
3.15 критическая скорость воздуха, м/с: Скорость воздушного потока, при которой в случае пожара исключается распространение дыма от очага пожара в сторону, противоположную направлению движения воздуха.
3.16 механический КПД вентилятора: Отношение полезной мощности вентилятора Nf, т.е. мощности воздушного потока, выходящего из вентилятора, к механической мощности N на валу вентилятора.
3.17 полный КПД вентилятора с электроприводом: Отношение полезной мощности вентилятора Nf (т.е. мощности воздушного потока, выходящего из вентилятора) к мощности Nэ, потребляемой электродвигателем.
3.18 нереверсивный вентилятор: Вентилятор, сконструированный с возможностью подачи воздушной струи только в одном направлении.
3.19 ниша: Выемка (или специально выгороженное пространство) в боковой части или своде автодорожного тоннеля, имеющая заданные размеры и форму и предназначенная для размещения струйных вентиляторов.
3.20 подшивной потолок: Вентиляционный канал, по которому дымовые и пожарные газы удаляются из очага пожара.
Примечание - Сооружают в сводовой части тоннеля путем установки продольной перегородки из негорючего материала, отделяющей подсводовое пространство от остальной части автодорожного тоннеля.
3.21 пожар: Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства.
3.22 пожарный отсек: Часть сооружения, отделенная от других его частей противопожарными преградами.
3.23 полоса движения: Часть проезжей части автодорожного тоннеля, имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств в один ряд.
3.24 полуограниченная струя (настилающаяся струя): Воздушная струя, развивающаяся вдоль твердой поверхности.
3.25 портал тоннеля: Архитектурно оформленный въезд или выезд из тоннеля.
3.26 поршневой эффект транспортных средств, Па: Разность давлений (депрессия), возникающая в тоннеле вследствие движения по нему транспортных средств со скоростью, превышающей скорость перемещения воздушного потока.
3.27 приведенная интенсивность движения транспортных средств при их нормальной или замедленной скоростях, усл. лег. авт./ч: Интенсивность движения транспортных средств различного типа (легковые и грузовые автомобили и автобусы), приведенная к интенсивности движения только легковых автомобилей.
3.28 приведенное количество транспортных средств при полной остановке движения, усл. лег. авт./км пол: Количество транспортных средств всех типов, находящихся в тоннеле на каждой полосе движения при полной остановке движения, приведенное к количеству только легковых автомобилей.
3.29 притоннельное сооружение: Подземное или наземное сооружение, предназначенное для расположения технологических или эксплуатационных обустройств, обеспечивающих жизнедеятельность и обслуживание тоннеля.
3.30 проезжая часть тоннеля: Элемент автодорожного тоннеля, предназначенный для движения транспортных средств.
3.31 сервисный тоннель: Выработка, пройденная параллельно основному тоннелю и предназначенная для его обслуживания.
3.32 струйный вентилятор: Вентилятор, реализующий принцип работы, основанный на передаче энергии от полуограниченной струи, исходящей из выходного отверстия вентилятора, к окружающему воздуху.
3.33 струйный вентилятор реверсивный: Струйный вентилятор, сконструированный с возможностью подачи воздушной струи в противоположных направлениях при равных значениях импульса.
3.34 схема вентиляции тоннеля: Схема распределения по тоннельным выработкам (транспортным и сервисным) и расположенным в них вентиляционным каналам поступающих (свежих) и исходящих (загрязненных) воздушных потоков с указанием направлений их движения и расходов воздуха, подразделяющаяся на продольную, поперечную и комбинированную.
3.34.1 продольная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая использование в качестве вентиляционного канала для движения поступающих и исходящих воздушных струй собственно транспортную выработку при условии, что направления их перемещения по всей длине этой выработки параллельны ее продольной оси.
Примечание - Продольная схема вентиляции в случае пожара может быть преобразована в продольную схему с массовой вытяжкой пожарных газов и дыма через выработки, пройденные перпендикулярно оси транспортной выработки.
3.34.2 поперечная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, основанная на поступлении свежего воздуха в транспортную выработку по одному вентиляционному каналу или выработке и удалении из нее исходящей струи через клапаны или сбойки по другому вентиляционному каналу или выработке, причем направления движения поступающей и исходящей струй перпендикулярны продольной оси транспортной выработки.
3.34.3 комбинированная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая поступление свежего воздуха в транспортную выработку по одним вентиляционным каналам или выработкам и удаление из нее исходящей воздушной струи по другим вентиляционным каналам или выработкам, причем направления движения поступающей и исходящей струй по длине транспортной выработки могут быть как параллельны, так и перпендикулярны ее продольной оси.
Примечание - Комбинированная схема вентиляции тоннелей включает:
- продольную схему с массовой вытяжкой пожарных газов и дыма через выработки, пройденные перпендикулярно оси транспортной выработки;
- продольную схему с полной или частичной заменой воздуха через выработки, пройденные перпендикулярно оси транспортной выработки;
- продольно-поперечную схему проветривания, основанную на подаче свежего воздуха или в вентиляционные каналы, расположенные по длине транспортной выработки, или в сервисную выработку, пройденную параллельно ей, поступлении его в транспортную выработку через клапаны в вентиляционных каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками и удалении исходящей воздушной струи из транспортной выработки через порталы тоннеля, причем направление движения поступающей воздушной струи перпендикулярно продольной оси транспортной выработки, а исходящей струи - параллельно ей;
- реверсивную продольно-поперечную схему проветривания - продольно-поперечную схему, в которой сеть нагнетания (вентиляционные каналы или выработки), полностью или частично, может быть преобразована в сеть вытяжки для дымоудаления путем реверсирования работы вентиляторов, работающих на эту сеть;
- блоковую схему проветривания, когда свежий воздух подается в транспортную выработку или через ее порталы (или стволы, штольни) и удаляется из нее через противоположные порталы и другие стволы (штольни), причем направление движение поступающей (исходящей) струи в местах сопряжения транспортной выработки со стволами (штольнями) перпендикулярно продольной оси транспортной выработки.
3.35 транспортная выработка: Основная часть объема тоннеля или часть комплексного подземного сооружения с расположенными в ней дорожным полотном, другими элементами строительных конструкций, а также с эксплуатационным оборудованием, необходимым для использования тоннеля в качестве транспортного сооружения.
3.36 эвакуационная штольня (штольня безопасности): Штольня, предназначенная для эвакуации людей из эксплуатируемых подземных сооружений в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации.
3.37 эжекция: Увлечение потоком с более высоким давлением, движущимся с большой скоростью, среды с низким давлением.
3.38 эффективность работы вентилятора: Отношение импульса силы вентилятора к механической мощности Nf, потребляемой вентилятором, Н/кВт.

4 Обозначения

4.1 В настоящем своде правил применены следующие обозначения:
А - интенсивность движения легковых автомобилей, л/ч;