(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57723-2017...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.1.19 профессиональный стандарт: Нормативный документ, содержащий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, социального партнерства и трудовых отношений.
3.1.20 разработчик образовательного контента: Лицо, которое разрабатывает образовательный контент, используя систематический подход и дидактическую теорию.
3.1.21 репозиторий: Место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные вместе с историей их изменения и другой служебной информацией.
3.1.22 уровень образования: Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
3.1.23 федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС: Нормативный документ, содержащий совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.1.24
электронная библиотека: Информационная система, предназначенная для организации и хранения упорядоченного фонда электронных объектов, и обеспечения доступа к ним с помощью единых средств навигации и поиска.[ГОСТ Р 7.0.96-2016, пункт 3.1]
3.1.25 электронно-библиотечная система; ЭБС: Автоматизированная информационная система, базы данных которой содержат организованную коллекцию электронных документов, включающую электронные издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в образовательных организациях, обеспечивающая возможность доступа к электронным документам через сеть Интернет.
Примечание - ЭБС образовательной организации может быть создана как с помощью отдельного программного комплекса, эксплуатируемого непосредственно в образовательной организации, так и с помощью совокупности подобных комплексов, ЭБС агрегаторов контента, ряд из которых эксплуатируется внешними операторами, если они образуют единую информационную систему, используемую в образовательной организации.
3.1.26 электронная информационно-образовательная среда: ЭИОС: Совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения.
3.1.27
электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.[ГОСТ Р 7.0.83-2012, пункт 3.2]
3.1.28
электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.[ГОСТ Р 52653-2006, статья 3.2]
3.1.29 электронное обучение: Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
3.1.30 электронный учебно-методический комплекс; ЭУМК: Структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин и их компонентов.
Примечания
1 Структура и образовательный контент ЭУМК определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами.
2 ЭУМК могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также для реализации образовательных программ в целом.
3.1.31 оператор ЭБС: Гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации ЭБС, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
3.1.32 фонд ЭБС: Упорядоченное собрание объектов, формируемое оператором ЭБС и предназначенное для долговременного хранения и использования.
3.1.33 функциональность ЭБС: Способность информационной системы обеспечивать формирование и использование ЭБС, выполнять функции, определенные политикой ЭБС.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ББК - библиотечно-библиографическая классификация;
ДДК - двоично-десятичный код;
ИС - информационная система;
ПО - программное обеспечение;
СМИ - средства массовой информации;
УГНП - укрупненная группа направлений подготовки;
УДК - универсальная десятичная классификация;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
ЭБС - электронно-библиотечная система;
ЭВМ - электронно-вычислительная машина;
ЭОР - электронный образовательный ресурс;
ЭУМК - электронный учебно-методический комплекс;
DRM - технические средства защиты авторских прав (Digital Rights Management);
ISBN - международный стандартный книжный номер (International Standard Book Number);
MARC - машиночитаемая каталогизация (Machine-Readable Cataloging);
ONIX - обмен информацией в режиме "онлайн" (Online Information Exchange).

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика электронно-библиотечных систем

4.1.1 ЭБС являются неотъемлемой частью ЭИОС образовательной организации, обеспечивая применение в образовательной деятельности ДОТ в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям подготовки [1].
4.1.2 Основные виды ЭБС по способу создания, способу организации и типу доступа определены в соответствии с ГОСТ Р 7.0.96.
4.1.3 Основные виды целевого назначения ЭБС определяют по уровням образования в соответствии с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность [1]:
а) начальное общее образование;
б) основное общее образование;
в) среднее общее образование;