(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 26022-2017 "Эргономика...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Пример 2 - Определение места поворота на основе указаний навигационного экрана (визуальная задача).
2.23 трек (track): Трехполосная, прямолинейная, моделируемая дорога.
2.24 испытания (trial): Исследования с участием одного участника, выполняющего одну второстепенную задачу один раз.

3 Испытания на смену полосы движения

3.1 Принцип и краткий обзор

Испытания на смену полосы движения (LCT) являются простым лабораторным динамическим методом выполнения двух задач, который позволяет количественно определить снижение результативности выполнения основной задачи управления транспортным средством во время выполнения второстепенной задачи. Основной задачей LCT является моделируемая задача управления транспортным средством, аналогичная по визуальным, когнитивным и моторным требованиям реальному управлению транспортным средством.
В процессе испытаний участник должен выполнить основную задачу управления транспортным средством при постоянной, ограниченной системой, скорости 60 км/ч на моделируемой прямолинейной трехполосной дороге с осуществлением серии перестроений в соответствии с указателями, отображаемыми на экране. Моделируемое управление транспортным средством осуществляется с помощью рулевого колеса. Участники проходят инструктаж относительно смены полосы движения в соответствии с указателями, которые появляются приблизительно через равные интервалы по обе стороны дороги. Инструктаж участников проводят в соответствии с предписанной инструкцией, приведенной в настоящем стандарте (см. приложение А). Этот метод может быть реализован в лаборатории с использованием тренажера, макета или в реальных условиях.
В соответствии с настоящим стандартом при определении второстепенной задачи не существует никаких ограничений при условии, что она совместима с процедурой смены полосы движения.
Пример - Второстепенные задачи, требующие изменения скорости, не могут быть использованы при испытаниях.
3.1.1 Применение испытаний на смену полосы движения
Обычно на испытаниях смены полосы движения для оценки результативности выполнения основной задачи при одновременном выполнении второстепенной задачи используют эталонную задачу (см. приложение В). Эталонная задача представляет собой стандартизированную второстепенную задачу, которая может быть использована для сопоставления различных уровней снижения результативности. Такая стандартизированная эталонная задача также может быть использована для сравнения различных участков испытаний или для проверки согласованности при повторных испытаниях.
Испытания на смену полосы движения также могут быть использованы при разработке продукции для сопоставления альтернативных вариантов или решений взаимодействия "человек - машина" вместо сопоставления каждого из этих решений с результатами эталонной задачи (см. приложение С).

3.2 Участники

Участниками должны быть водители, имеющие соответствующее водительское удостоверение и обладающие необходимыми знаниями об исследуемой второстепенной задаче. Также должны быть зафиксированы и другие соответствующие характеристики участников (пол, возраст, стаж управления транспортным средством, предыдущий опыт участия в испытаниях на смену полосы движения). В соответствии с планом эксперимента не менее 16 участников должны принимать участие в испытаниях по оценке одной второстепенной задачи или сравнению двух или более второстепенных задач.

3.3 Оборудование

3.3.1 Устройство визуального отображения движения транспортного средства
Для визуального отображения движения транспортного средства в процессе испытаний используют монитор или проектор с частотой обновления не менее 50 Гц. Требуется минимальное разрешение 1024 х 768 пикселей с глубиной цвета 24 бита (также называемого "истинный цвет"). Размер дисплея должен соответствовать требованиям 3.4.3.
3.3.2 Условия испытаний
Уровень освещенности при проведении испытаний должен соответствовать требованиям второстепенной задачи. Имитация звука двигателя является необязательной, но в случае ее использования уровень звука двигателя должен быть низким.
Во время проведения испытаний участники должны удобно сидеть прямо перед монитором, на котором визуально отображается выполнение основной задачи. Сиденье не должно вращаться или качаться. Ремень безопасности используют только в случае, если предполагается, что его использование может повлиять на результаты испытаний (например, если он ограничивает положения тела и досягаемость).
3.3.3 Характеристики рулевого колеса и его моделирование
Для управления моделируемым транспортным средством может быть использовано компьютерное рулевое колесо. Во время проведения испытаний с использованием макета или реального транспортного средства поворот рулевого колеса должен сопровождаться сигналами поворота и соответствовать повороту рулевого колеса, отображаемого на дисплее. Зависимость усилия на рулевом колесе от угла поворота должна быть приблизительно линейной, при этом касательное усилие, прилагаемое к ободу рулевого колеса для его поворота, должно быть не более 20 Н. Начальное усилие (дополнительный параметр) должно быть не более 12 Н. Адаптация LCT к использованию реального транспортного средства рассмотрена в приложении D.
Общая задержка от начала вращения рулевого колеса до реакции дисплея должна составлять менее 120 мс (за исключением моделируемой задержки).
Датчик положения рулевого колеса должен иметь разрешение менее 1,5°.
При повороте рулевого колеса на 90° относительно положения при прямолинейном движении транспортное средство должно выполнять поворот на 360° в течение 13-17 с с постоянной скоростью 60 км/ч, что соответствует движению по окружности с диаметром радиуса 70-90 м.
3.3.4 Динамика транспортного средства
Имитируемое транспортное средство должно быть запрограммировано в соответствии с характеристиками типового легкового автомобиля с точки зрения его размера и инерционных свойств. Интенсивность отклонения от курса при управлении угловыми характеристиками должна быть представлена запаздыванием первого порядка с эквивалентным временем, приблизительно равным 0,15 с (  0,03 с), включая реакцию математической модели транспортного средства и другие моделируемые транспортные задержки (см. 3.3.3).
3.3.5 Записи результатов измерений
Все параметры транспортного средства (то есть положение на треке, угол поворота управляемых колес, курсовой угол, интенсивность отклонения от курса и т.д.) фиксируют с периодичностью не менее 10 Гц. Дополнительные параметры и информация, такие как отметка времени для каждого участника, номер трека и обозначения задач (обычно их задает экспериментатор), также должны быть зафиксированы. Моделирование испытаний на смену полосы движения должно иметь минимальную интенсивность обновления 100 Гц. Кроме того, выполнение второстепенной задачи также должно быть зафиксировано (см. 3.7.3). Эти данные необходимы для обеспечения соблюдения участниками инструкций (см. приложение А).

3.4 Разработка сценария

3.4.1 Моделирование дороги и прилегающей территории
Моделируемая дорога (см. рисунок 1) представляет собой прямолинейный, трехполосный трек. Серии изменений полосы движения определены дорожными указателями, расположенными приблизительно через равные интервалы пути. Дорога пролегает по плоскому зеленому полю. На рисунке 2 показаны размеры дорожных полос и дорожной разметки. Дорожное покрытие серого цвета (как обычная асфальтированная дорога). Дорожная разметка имеет белый цвет.
Моделируемый маршрут должен быть отображен так, как его можно наблюдать из точки, расположенной на высоте (120   10) см над поверхностью дороги, что соответствует условиям управления типовым легковым автомобилем.
Примечание 1 - Геометрия дороги и смены полос движения, а также динамика транспортного средства не соответствуют требованиям к управлению грузовым автомобилем или другим грузовым транспортным средством.
Минимальная длина трека должна составлять 3000 м, что соответствует 3 мин. управления транспортным средством со скоростью 60 км/ч. Указанная длина является достаточной для сбора данных испытаний в течение 2 мин.
Примечание 2 - В соответствии с указателями, приведенными на рисунке 1, участник должен выполнить перестроение из текущей (средней полосы) в правую полосу.
1831 × 796 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 1 - Моделируемая дорога
1727 × 1025 пикс.     Открыть в новом окне
1 - линия края дороги
Рисунок 2 - Размеры дорожной разметки (не в масштабе)
3.4.2 Указатели
Каждый из указателей ("Старт" и "Смена полосы движения") отображается по обе стороны моделируемой дороги (пример расположения указателей см. на рисунке 1). Указатели "Смена полосы движения" имеют прямоугольную форму с тонкой черной границей и черными символами на белом фоне (см. рисунок 4). Размеры указателей составляют 2,0 м шириной и 1,0 м высотой, а нижняя граница расположена на высоте 1,0 м над землей. Стрелка вниз на указателе "Смена полосы движения" показывает целевую полосу движения. На рисунке 4 а), b) и с) представлены левая, средняя и правая полосы движения соответственно. Размеры указателя "Старт" могут соответствовать размерам указателя "Смена полосы движения", но цвета указателей должны быть различными (см. рисунок 3). Указатель "Старт" должен появиться примерно в 150 м до первого указателя "Смена полосы движения".
677 × 360 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 3 - Указатель "Старт"
1656 × 363 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 4 - Указатели "Смена полосы движения"