(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59007-2020 "Авиационная техника....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.1.13 пробное давление: Испытательное давление, не превышающее максимального значения давления использования, не вызывающее остаточных деформаций, повреждений и ухудшения работы гидроустройства; направлено на подтверждение прочности сборки и монтажа гидроустройств, гидросистем и гидроприводов.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
lb/in2 - фунты на квадратный дюйм - давление;
in - дюйм - линейный размер;
°F - градус температуры по Фаренгейту.
3.3 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ЛА - летательный аппарат;
РЖ - рабочая жидкость;
МЩУ - местный щит управления;
ЦПУ - центральный пульт управления;
ПУ - пульт управления;
ГПП - главная понижающая подстанция.

4 Основные положения

Испытания планеров самолетов и их агрегатов проводят на специальных стендах, в состав которых входят маслонасосные станции.
Станции включают в себя гидравлические объемные насосы, расходный бак, трубопроводы, гидроаппаратуру, системы фильтрации, нагрева и охлаждения рабочей жидкости, электроснабжения и автоматизации, узел предохранительных клапанов и др.
Конструктивное исполнение маслонасосной станции должно обеспечить заданные параметры по расходу, давлению, температуре и чистоте рабочей жидкости, питающей силовые гидравлические цилиндры как при прочностных статических и ресурсных испытаниях, так и при проверке функционирования и настройке устройств нагружения.
В процессе проектирования гидроприводов, гидросистем и гидроустройств должны быть предусмотрены средства защиты обслуживающего персонала от возможного воздействия опасных вредных факторов по ГОСТ 12.2.003 и также соблюдены требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004, электробезопасности по ГОСТ 12.1.019.
4.1 Технические требования
4.1.1 Гидравлическая система
4.1.1.1 В качестве РЖ в маслонасосной станции следует применять высокоочищенные минеральные масла с присадками, улучшающими антиокислительные, противоизносные и противокоррозионные свойства масла, имеющие кинематическую вязкость 40-47 мм2/с (сСт) при температуре 40 °С (104 °F).
4.1.1.2 Чистота рабочей жидкости в сливной линии гидросистемы должна быть не менее 8-го класса по ГОСТ 17216. Тонкость фильтрации на линии нагнетания 5 мкм ( in), слива - 10 мкм ( in).
4.1.1.3 Характеристики маслонасосной станции приведены в таблице 1.
Примечание - Параметры, указанные в таблице, в отдельных обоснованных случаях могут быть изменены.

Таблица 1 - Характеристики маслонасосной станции

Наименование характеристики
Значение
Давление, МПа (lb/in2 -):
- номинальное
17-32 ( - )
- управления
5-7 ( - )
- подпитки
0,5-1,5 ( - )
- промежуточное
5-16 ( - )
Температура рабочей жидкости на выходе из маслонасосной станции, °С (°F)
45   2,5 (113)
Температура окружающей среды, °С (°F):
- минимальная
5 (41)
- максимальная
35 (95)
4.1.1.4 Расходный бак должен быть оборудован воздушными фильтрами с тонкостью фильтрации не хуже 10 мкм ( in), съемными крышками для осмотра и очистки внутренних поверхностей бака. Заправка бака должна осуществляться через штатный фильтр с помощью заправочного агрегата, при этом должны быть предусмотрены возможности слива рабочей жидкости из основного бака с помощью того же заправочного агрегата и самотечный слив рабочей жидкости из нижней точки бака. Бак помимо датчика уровня должен быть оборудован мерным устройством для визуального наблюдения за уровнем рабочей жидкости. Данное устройство должно быть оснащено защитным кожухом и запорным краном для предотвращения утечек в случае нарушения его целостности.
Емкость бака рассчитывают из условия номинальной подачи.
4.1.1.5 Маслонасосная станция может быть выполнена на базе самовсасывающих объемных насосов высокого давления или с дополнительными подпиточными насосами, подающими рабочую жидкость в объемные насосы. В последнем случае на трубопроводе выхода жидкости из подпиточного насоса устанавливают фильтры.
Производительность маслонасосной станции следует выбирать из условия обеспечения рабочей жидкостью испытательного стенда (машины) или групп стендов (машин) при их работе на режиме максимального потребления жидкости.
4.1.1.6 Насосы должны иметь следующие динамические характеристики: погрешность поддержания заданного давления должна составлять не более 3,5 %, время регулирования при скачкообразном изменении подачи от нуля до максимума при 32 МПа ( lb/in2) не более 0,15 с; время регулирования при скачкообразном изменении подачи от максимума до нуля при 32 МПа ( lb/in2) не более 0,13 с; диапазон регулирования давления от 3,5 МПа ( lb/in2) до 32 МПа ( lb/in2).
Должна быть предусмотрена установка резервных насосов, мощность которых составляет 15 % - 20 % от номинальной суммарной мощности станции.
Для отладки гидравлической системы нагружения, проведения работ по функционированию самолетных бортовых систем и статических прочностных испытаний следует предусмотреть установку в маслонасосной станции объемных насосов малой производительности.
Примечание - Параметры, указанные в данном пункте, в отдельных обоснованных случаях могут быть изменены.
4.1.1.7 Запуск насосов осуществляется раздельно в соответствии с требованием по запуску насосов высокого давления.
4.1.1.8 Заданная температура рабочей жидкости должна поддерживаться системой стабилизации температуры. При повышении температуры рабочей жидкости до (50   1) °С [(122   1) °F] подается предупредительный сигнал, насосы переводятся в режим разгрузки (на режим холостого хода) и отключаются.
Должна быть предусмотрена система нагрева рабочей жидкости в расходном баке.
Примечание - Параметры, указанные в данном пункте, в отдельных обоснованных случаях могут быть изменены.
4.1.1.9 На линии высокого давления должен быть установлен запорный клапан, перекрывающий подачу рабочей жидкости от станции к потребителям.
В нижних и верхних точках линий высокого давления, всасывания и слива должны быть предусмотрены краны для слива рабочей жидкости и удаления воздуха в процессе облуживания и ремонта.
Должна быть предусмотрена возможность слива рабочей жидкости из основного бака с помощью того же заправочного агрегата и самотечный слив рабочей жидкости из нижней точки бака.
Манометры и датчики давления должны подключаться измерительными рукавами с использованием гасителей пульсаций.
Рабочая жидкость из линии слива стендов возвращается в бак через фильтр низкого давления с тонкостью фильтрации не более 10 мкм ( in).
4.1.1.10 В состав станции должна входить станция охлаждения и фильтрации РЖ. Команда на запуск насоса циркуляции рабочей жидкости осуществляется оператором с местного щита управления или с центрального пульта управления. Блок теплообменников, входящий в состав установки, состоит из двух теплообменников - рабочего и резервного).
Охлаждающей жидкостью служит техническая водопроводная вода, отфильтрованная от частиц более 500 мкм ( in), с температурой на входе в теплообменник не выше 20 °С (68 °F). Стабильность температуры рабочей жидкости, выходящей из теплообменника, поддерживается с помощью регулирующих клапанов путем увеличения или уменьшения расхода воды, подаваемой в теплообменник. Управление регулирующими клапанами осуществляется с МЩУ и дистанционно с ПУ.
Тонкость фильтрации РЖ фильтра станции охлаждения - не более 6 мкм ( in).
Примечание - Параметры, указанные в данном пункте, в отдельных обоснованных случаях могут быть изменены.

5 Системы электроснабжения, управления, автоматизации и контроля

Электроснабжение оборудования выполняется от трансформаторов, установленных на ГПП.
Система управления, автоматизации и контроля должна быть построена с использованием программируемых промышленных логических контроллеров, систем сбора и обработки информации.
Пульт управления (автоматизированное рабочее место оператора) должен иметь технические средства, показывающие в символьной форме все имеющееся оборудование на маслонасосной станции, его состояние, режим работы, а также осуществляющие дистанционное управление оборудованием.