(Действующий) Отраслевой стандарт ОСТ 42-21-16-86 ССБТ Система стандартов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Отраслевой стандарт ОСТ 42-21-16-86 ССБТ Система стандартов безопасности труда "Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности" (утв. приказом Минздрава СССР от 4 ноября 1986 г. N 1453) (извлечение)

Введен взамен ОСТ 42-21-16-83
Несоблюдение стандарта преследуется по закону.
Настоящий стандарт распространяется на все отделения и кабинеты физиотерапии лечебно-профилактических учреждений, медицинских научно-исследовательских и высших медицинских учебных заведений.
Стандарт устанавливает общие требования безопасности проведения физиотерапевтических процедур больным, безопасности труд медицинского персонала в отделениях, кабинетах физиотерапии. Стандарт не распространяется на кабинеты экспериментальных и уникальных установок.
Выполнение требований стандарта обязательно при проектировании, реконструкции, строительстве новых и эксплуатации действующих отделений, кабинетов физиотерапии.

1. Общие положения

1.1. Отделения и кабинеты физиотерапии предназначены для электросветолечения, лечения ультразвуком, аэроионо-, аэрозоль- и электро-аэрозольтерапии, теплолечения, водолечения, грязелечения, массажа.
1.2. Строительство новых и реконструкция существующих отделений, кабинетов физиотерапии допускается только при наличии утвержденного проекта, согласованного с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда профсоюза, главным физиотерапевтом или заменяющим его лицом.
1.3. Вновь выстроенные или реконструированные отделения в установленном порядке принимаются в эксплуатацию специальной комиссией при обязательном участии в ней представителей санитарно-эпидемиологической службы, главного физиотерапевта или замещающего его лица и технического инспектора труда профсоюза медицинских работников.
Приемка оформляется актом с заключением о возможности эксплуатации принятых отделений, кабинетов. Один экземпляр акта должен храниться у руководителя лечебно-профилактического учреждения
1.4. Отделения должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 13.3.002-75, ГОСТ 12.1.004-76*(1), действующих строительных норм и правил лечебно-профилактических учреждений, "Правил устройства электроустановок", "Инструкции по защитному заземлению электромедицинской аппаратуры в учреждениях Министерства здравоохранения СССР", утв. Минздравом СССР в 1973 г., "Правил техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения Общие требования", утв. Минздравом СССР в 1984 г.
1.5. Для проведения процедур по каждому виду лечения должны оборудоваться отдельные помещения. Допускается размещение в одном помещении электро- и светолечения, в том числе стационарных УВЧ- и СВЧ-генераторов, которые должны эксплуатироваться в экранированных кабинетах.
1.6. Для оснащения отделений, кабинетов следует использовать оборудование и аппаратуру, разрешенную к применению Минздравом СССР и соответствующую нормативно-технической документации на данные изделия медицинской техники.
1.7. Безопасность работ в отделении должна достигаться:
- технологически и санитарно-гигиенически обоснованными размещением, планировкой и отделкой помещений;
- рациональной организацией работы;
- рациональной организацией рабочих мест;
- использованием исправной аппаратуры и защитного оборудования, отвечающих требованиям безопасности;
- соблюдением правил эксплуатации электроустановок, коммуникаций и оборудования;
- обучением персонала безопасным методам и приемам работы;
- применением эффективных средств защиты персонала.
1.8. Ответственность за обеспечение безопасности работы в отделениях, кабинетах физиотерапии возлагается:
- в части правильного размещения, планировки, отделки помещений и оснащения - на руководителя лечебно-профилактического учреждения;
- в части эксплуатации физиотерапевтической аппаратуры - на заведующего отделением или врача, ответственного за работу отделения, кабинета.
1.9. Заведующий отделением, кабинетом обязан разработать инструкции по технике безопасности для каждого кабинета физиотерапии, которые должны быть утверждены администрацией учреждения и согласованы с профсоюзным комитетом Инструкции должны быть вывешены на видном для персонала месте.
1.10. В каждом кабинете должны быть детальные инструкции, определяющие действие персонала по оказанию первой помощи при поражении электрическим током, световым излучением, действие в случае возникновения пожаров, утвержденные администрацией учреждения.
1.11. На каждый кабинет должен быть оформлен технический паспорт, содержащий перечень помещений, их оснащение и защитные устройства.
1.12. Инвентарная опись технического оборудования отделения, перечень мероприятий по текущей профилактике и ремонту оборудования должны содержаться в журнале технического обслуживания по форме Приложения N 1.

2. Опасные и вредные производственные факторы

2.1. При эксплуатации отделений, кабинетов физиотерапии возможно воздействие на персонал следующих опасных и вредных производственных факторов.
2.1.1. Физические опасные и вредные производственные факторы:
- повышенная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенный уровень ультразвука;
- повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
- повышенная влажность воздуха;
- повышенная ионизация воздуха;
- повышенный уровень статического электричества;
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- повышенная напряженность электрического поля;
- повышенный уровень ультрафиолетового излучения;
- повышенный уровень инфракрасного излучения;
- повышенный уровень внешнего гамма-излучения;
- повышенный уровень лазерного излучения;
2.1.2. Химические опасные и вредные производственные факторы:
- повышенное содержание сероводорода;
- повышенное содержание углекислого газа;