(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011 "Система...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3) сертификации СУД сторонней организацией.
Настоящий стандарт может быть внедрен вместе с иными ССМ. Особенно такое внедрение является целесообразным для предоставления свидетельств совместимости требований к документации и документам, закрепленных в иных ССМ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ISO 30300 Information and documentation - Management systems for records - Fundamentals and vocabulary (Информация и документация. Системы управления документами. Основные положения и словарь)

3 Термины и определения

Для целей настоящего документа применяются термины и определения, приведенные в ИСО 30300.

4 Организационная среда

4.1 Понятие организации, ее внешней и внутренней среды

При формировании и анализе СУД организация должна принимать во внимание внешние и внутренние факторы, соответствующие организации и ее деятельности.
Выявленные и учтенные при формировании и анализе СУД внешние и внутренние факторы должны быть документально зафиксированы.
Внешняя среда организации может включать (перечень не является исчерпывающим):
a) социальную и культурную, правовую, нормативную, финансовую, технологическую, экономическую, естественную и конкурентную среды, которые могут быть представлены как на международном, так и на национальном, региональном или локальном уровнях;
b) важные факторы и тенденции, которые могут оказать влияние на цели организации;
c) взаимосвязи с внешними заинтересованными сторонами и их взгляды, ценности и ожидания.
Внутренняя среда организации может включать (перечень не является исчерпывающим):
1) руководство организации, организационную структуру, обязанности и полномочия, подотчетность (структуру подчинения);
2) политику, цели, а также стратегии их достижения;
3) потенциал организации, под которым понимаются ресурсы и знания (например, финансы, время, люди, процессы, системы и технологии);
4) информационные системы, информационные потоки и процессы принятия решений (как формализованные, так и не формализованные);
5) взаимосвязи внутри организации, организационную культуру, взгляды и ценности сотрудников организации;
6) стандарты, локальные нормативные акты и шаблоны, принятые в организации;
7) структуру и объем договорных отношений.

4.2 Деловые, правовые и иные требования

При разработке и анализе целей управления документами организация должна учитывать деловые, правовые, нормативные и иные требования, связанные с созданием и управлением документами.
Организации необходимо оценить и документально зафиксировать деловые, правовые, нормативные и иные требования, оказывающие влияние на ее деятельность, которым она должна соответствовать и подтверждение соответствия которым обязана предоставлять.
Деловые требования включают все требования для надлежащего осуществления операций или деловой деятельности организации. Они возникают в процессе осуществления текущей деловой деятельности, планирования и развития, управления рисками и планирования непрерывности осуществления деятельности.
Правовые требования включают требования, связанные с созданием и управлением документами. Источниками правовых требований являются:
a) нормы права и судебная практика, включая законы и нормативные акты, регулирующие сферу деловой деятельности в целом и в отдельных отраслях;
b) законы и нормативные акты, относящиеся непосредственно к доказательству, документам и архивам, доступу, конфиденциальности, защите данных и информации, а также электронной коммерции;
c) основополагающие нормативные документы организаций, уставы или соглашения, участником которых является организация;
d) договоры и иные соглашения, которые организация согласно действующему законодательству обязана соблюдать.
Иные требования включают добровольные обязательства, выполняемые организацией:
- добровольно применяемые кодексы, отражающие передовой опыт;
- добровольно применяемые правила поведения и этики;
- идентифицируемые общественные ожидания, касающиеся приемлемого поведения в определенной отрасли или организации, включая качественное управление, прозрачность принятия решений, надлежащий контроль мошеннических или злонамеренных действий.

4.3 Определение области применения СУД

Организация должна определить и документально зафиксировать область применения СУД.
Область применения СУД может включать всю организацию, отдельные функциональные подразделения организации, конкретные участки организации или одно, или несколько функциональных подразделений в рамках группы организаций.
Если СУД сформирована для одного или нескольких конкретных функциональных подразделений в рамках группы организаций, область применения СУД должна включать взаимоотношения между этими организациями и роль каждой из них.
В том случае, когда организация передает стороннему исполнителю любой процесс, влияющий на соответствие требованиям к СУД, организация должна обеспечить контроль за такими процессами. При передаче документных процессов на аутсорсинг контроль над подрядчиками и переданными на аутсорсинг процессами должен быть определен в рамках СУД.

5 Руководство

5.1 Обязательства руководства

Руководство должно продемонстрировать серьезность намерений по внедрению СУД и последовательность их реализации путем:
- обеспечения соответствия СУД стратегическому направлению развития организации;
- интеграции требований СУД и деловых процессов организации;
- обеспечения ресурсами для формирования, внедрения, поддержки и постоянного улучшения СУД;
- информирования о важности функционирования результативной СУД и ее соответствия установленным требованиям;
- обеспечения достижения СУД намеченных результатов;
- определения и обеспечения постоянного улучшения.