(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58993-2020 "Двигатели газотурбинные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- подготовка программы и методики стендовых испытаний;
- проведение стендовых испытаний двигателя;
- анализ проб воздуха;
- анализ результатов и оформление документации.
Должен быть выполнен анализ с целью определения вероятности возникновения того или иного дефекта, который может повлиять на степень загрязнения отбираемого воздуха.
На практике наиболее характерные неисправности, приводящие к ухудшению качества воздуха, связаны с дефектами маслосистемы двигателя. В случае выявления в результате анализа иной причины ухудшения качества воздуха создатель двигателя разрабатывает специальную методику испытаний по определению концентрации токсичных продуктов в отбираемом от двигателя воздухе для системы кондиционирования кабин ВС, которую оформляют в установленном порядке.

5.2 Анализ конструкции двигателя

Анализ конструкции двигателя, его систем, деталей, узлов и агрегатов проводят с целью выявления возможных неисправностей, которые могут повлиять на характеристики отбираемого от двигателя воздуха.
Анализ конструкции включает краткое описание двигателя и его основных элементов, а также описание систем, деталей, узлов и агрегатов, неисправность которых может повлиять на степень загрязнения отбираемого воздуха.
Должен быть составлен список пертинентных деталей двигателя. В этот список должны быть включены детали, отказ (повреждение, износ, нарушение целостности и др.) которых влияет на характеристики отбираемого от двигателя воздуха.
Должно быть показано, что элементы конструкции и оборудование, включенные в перечень пертинентных деталей, соответствуют заявленной конструкции. Соответствие заявленной конструкции определяется на основе анализа конструкторской и эксплуатационной документации.
В случае выявления отклонения от заявленной конструкции необходимо оценить влияние указанного отклонения на результаты испытаний.

5.3 Определение наиболее критичных (информативных) режимов испытаний двигателя в отношении загрязнения отбираемого воздуха

Испытания следует проводить при исправном состоянии и при наличии (или имитации) неисправности двигателя, влияющей на характеристики отбираемого воздуха.
Испытание с имитацией неисправности следует провести с имитацией наиболее влияющего характерного дефекта для установления степени возможного загрязнения воздуха.
5.3.1 Наиболее критичные (информативные) режимы работы двигателя
Испытания должны быть проведены на всех режимах работы двигателя.
Для маршевых двигателей рекомендуется:
- режим земного малого газа;
- максимальный продолжительный режим работы двигателя. В случае отбора из двух мест с разным давлением воздуха - непосредственно перед переключением с отбора высокого давления на отбор низкого давления и непосредственно после переключения с отбора высокого давления на отбор низкого давления;
- взлетный режим работы двигателя и (если предусмотрен) режим, соответствующий условиям полета с одним неработающим двигателем.
Массовый расход отбираемого от двигателя воздуха устанавливается на уровне, необходимом для системы кондиционирования кабины летательного аппарата, в том числе (если предусмотрено) в условиях полета с одним неработающим двигателем.
Для вспомогательных двигателей рекомендуется режим с максимальным разрешенным расходом:
- отбираемого воздуха;
- отбираемого воздуха и максимальным разрешенным отбором механической энергии.
5.3.2 Определение расхода масла для имитации неисправности
При проведении стендовых испытаний двигателя с целью имитации неисправности должна быть выполнена оценка максимального расхода масла, которое может попасть в проточную часть двигателя и привести к увеличению концентрации токсичных продуктов в отбираемом от двигателя воздухе. Испытания по определению возможной концентрации токсичных продуктов в отбираемом воздухе при имитации неисправности двигателя должны быть проведены при подаче масла на вход двигателя с расходом согласно произведенной оценке.
Подача масла должна быть организована с учетом конструктивных особенностей двигателя; при этом должно обеспечиваться попадание максимального количества масла в газовоздушный тракт перед местом отбора воздуха для системы кондиционирования кабин ВС.

5.4 Разработка программы и методики проведения испытаний

Программа и методика испытаний разрабатываются создателем двигателя на основе требований ТЗ, конструкторской документации с использованием, при необходимости, типовых программ, типовых (стандартизованных) методик испытаний и других НД в части организации и проведения испытаний с целью определения соответствия продукции ТЗ и требованиям действующих НД на разрабатываемый двигатель.
Программа и методика испытаний могут быть разработаны как единый документ или как отдельные самостоятельные документы.
В программу испытаний включают перечни конкретных проверок (решаемых задач, оценок), которые следует проводить при испытаниях для подтверждения выполнения требований НД к чистоте воздуха, отбираемого от ГТД для наддува и вентиляции кабин ВС.
В соответствии с программой, определяющей объем испытаний и режимы работы двигателей, методика устанавливает правила и порядок проведения отбора проб воздуха с целью их дальнейшего анализа в лаборатории.
Методика стендовых испытаний двигателя для определения содержания токсичных примесей в отбираемом от него воздухе, разработанная как самостоятельный документ, является составной частью (приложением) программы испытаний.
Программа и методика приемочных испытаний опытных образцов продукции должны, кроме того, содержать проверку качества рабочей конструкторской и эксплуатационной документации (включая проект технических условий для промышленного производства продукции) для принятия решения о пригодности документации в промышленном производстве.
Методики испытаний, применяемые для определения соответствия продукции обязательным требованиям, если они не являются типовыми стандартизованными методиками, должны быть аттестованы в установленном порядке и согласованы с соответствующими органами государственного надзора.

6 Проведение стендовых испытаний двигателя. Взятие проб воздуха, отбираемого от двигателя

Отбор проб воздуха от ГТД, в том числе и в ТБК, и предназначенного для наддува и вентиляции кабин ВС, необходимо выполнять с применением системы (установки) отбора проб воздуха, изготовленной в соответствии с указаниями действующих НД.
Принципиальная схема СОП показана на рисунке 1.
1675 × 1626 пикс.     Открыть в новом окне
1 - двигатель; 2 - стендовые трубопроводы; 3 - регулируемые заслонки; 4 - система отбора проб; 5 - газоанализатор; 6 - отбор проб на входе в двигатель; 7 - трубопроводы линии отбора проб; 8 - жиклер
Рисунок 1 - Принципиальная схема отбора воздуха
Метод отбора проб воздуха заключается в продувке через концентраторы с сорбентом, выполненные в виде пробоотборников воздуха, отбираемого от двигателя, объемом в диапазоне от 500 до 1000 см3, а также в продувке пробоотборника воздухом, отбираемым на входе в двигатель для оценки влияния фона.
Объем вакуумируемых мерных емкостей должен быть 1000 см3.
Отбор (и анализ) проб воздуха на содержание окиси углерода, двуокиси углерода и окислов азота выполняют непосредственно с помощью газоанализаторов.
Испытания следует проводить на представительных маслах с наихудшими токсикологическими характеристиками из установленного для применения перечня.
До начала испытаний необходимо провести проверку стенда, испытательного оборудования и документации.
Стенд и испытательное оборудование должны быть аттестованы в установленном порядке.

6.1 Условия проведения испытаний