Действующий
Кроме того, если целесообразно, требования настоящего стандарта могут быть применены по своему усмотрению организациями из других секторов экономики.
Настоящий стандарт предназначен для разработки, внедрения и оценки систем менеджмента качества. Оценка систем менеджмента качества может включать внутренние аудиты, аудиты со стороны потребителей и аудиты со стороны органов по сертификации.
Если компания, организация или другое юридическое лицо осуществляют в рамках хозяйственной деятельности поставку различного рода продукции, то понятие "продукция" подразумевает:
- сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д., непосредственно применяемые при оказании услуг (например, запасные части, используемые при ремонте автомобиля) и т.п.
Следующий документ, полностью или частично, является нормативной ссылкой для настоящего стандарта и необходим для его применения. Для датированных ссылок применяется только указанная версия. Для недатированных ссылок применяется последняя версия ссылочного документа (включая любые поправки).ИСО 9000:2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, раздел 2] |
ГОСТ Р 50995.3.1 Технологическое обеспечение создания продукции. Технологическая подготовка производства
ГОСТ Р 51814.2 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов
ГОСТ Р 51814.4 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов
ГОСТ Р 51814.5 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Анализ измерительных и контрольных процессов
ГОСТ Р 51814.6 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества.Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах.Примечания1 Рассматриваемые факторы или условия могут быть положительными или отрицательными.2 Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или местном уровне.3 Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.1] |
С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям, организация должна определить:a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества;b) требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к системе менеджмента качества.Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.2] |
Организация должна определить границы системы менеджмента качества и охватываемую ею деятельность, чтобы установить область ее применения.При определении области применения организация должна рассматривать:a) внешние и внутренние факторы (см. 4.1);b) требования соответствующих заинтересованных сторон (см. 4.2);c) продукцию и услуги организации.Организация должна применять все требования настоящего стандарта, если эти требования применимы в пределах установленной области применения ее системы менеджмента качества.Область применения системы менеджмента качества организации должна быть доступна, разрабатываться, актуализироваться и применяться как документированная информация. Область применения должна указывать на охватываемые виды продукции и услуг и давать обоснование для исключения требования настоящего стандарта, которое она определила как неприменимое к ее области применения системы менеджмента качества.Соответствие требованиям настоящего стандарта может быть заявлено только в том случае, если требования, определенные как неприменимые, не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать соответствие продукции и услуг и повышать удовлетворенность потребителей.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.3] |
Организация должна разработать руководство по качеству и поддерживать его в рабочем состоянии в качестве документированной информации. Руководство по качеству должно включать:
- область применения, из которой организация может обоснованно исключать только требования раздела 8;
- описание последовательности и взаимодействия процессов системы менеджмента качества (см. 4.4), включая взаимодействие с внешними процессами, обеспечивающими функционирование системы менеджмента качества, но переданные сторонним организациям.
Примечание - К упомянутым выше внешним процессам, иначе называемым поддерживающими функциями, могут относиться проектирование, администрирование, техническое обслуживание и т.д.;
Примечание - Руководство по качеству, как и любая другая документированная информация системы менеджмента качества, может быть представлена в любой форме и на любом носителе. В частности, оно может иметь любое удобное для организации наименование, состоять из нескольких документов и т.д.
Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:a) определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;c) определять и применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;d) определять ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;e) распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;f) учитывать риски и возможности в соответствии с требованиями подраздела 6.1;g) оценивать эти процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;h) улучшать процессы и систему менеджмента качества. 4.4.2 Организация должна в необходимом объеме:a) разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов;b) регистрировать и сохранять документированную информацию для обеспечения уверенности в том, что эти процессы осуществляются в соответствии с тем, как это было запланировано.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.4] |
Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества посредством:a) принятия ответственности за результативность системы менеджмента качества;b) обеспечения разработки политики и целей в области качества, которые согласуются с условиями среды организации и ее стратегическим направлением;c) обеспечения интеграции требований системы менеджмента качества в бизнес-процессы организации;d) содействия применению процессного подхода и риск-ориентированного мышления;е) обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента качества;f) распространения в организации понимания важности результативного менеджмента качества и соответствия требованиям системы менеджмента качества;g) обеспечения достижения системой менеджмента качества намеченных результатов;h) вовлечения, руководства и оказания поддержки участия работников в обеспечении результативности системы менеджмента качества;i) поддержки улучшения;j) поддержки других соответствующих руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их ответственности;Примечание - Слово "бизнес" в настоящем стандарте следует понимать в широком смысле, как отображение видов деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации, независимо от того, является ли она государственной, частной, ставит ли она своей целью получение прибыли или нет.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 5.1.1] |