(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58139-2018 "Системы менеджмента...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000.

4 Среда организации

4.1 Понимание организации и ее среды

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества.Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах.Примечания1 Рассматриваемые факторы или условия могут быть положительными или отрицательными.2 Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или местном уровне.3 Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.1]

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям, организация должна определить:a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества;b) требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к системе менеджмента качества.Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.2]

4.3 Определение области применения системы менеджмента качества

Организация должна определить границы системы менеджмента качества и охватываемую ею деятельность, чтобы установить область ее применения.При определении области применения организация должна рассматривать:a) внешние и внутренние факторы (см. 4.1);b) требования соответствующих заинтересованных сторон (см. 4.2);c) продукцию и услуги организации.Организация должна применять все требования настоящего стандарта, если эти требования применимы в пределах установленной области применения ее системы менеджмента качества.Область применения системы менеджмента качества организации должна быть доступна, разрабатываться, актуализироваться и применяться как документированная информация. Область применения должна указывать на охватываемые виды продукции и услуг и давать обоснование для исключения требования настоящего стандарта, которое она определила как неприменимое к ее области применения системы менеджмента качества.Соответствие требованиям настоящего стандарта может быть заявлено только в том случае, если требования, определенные как неприменимые, не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать соответствие продукции и услуг и повышать удовлетворенность потребителей.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.3]
4.3.1 Руководство по качеству
Организация должна разработать руководство по качеству и поддерживать его в рабочем состоянии в качестве документированной информации. Руководство по качеству должно включать:
- область применения, из которой организация может обоснованно исключать только требования раздела 8;
- описание последовательности и взаимодействия процессов системы менеджмента качества (см. 4.4), включая взаимодействие с внешними процессами, обеспечивающими функционирование системы менеджмента качества, но переданные сторонним организациям.
Примечание - К упомянутым выше внешним процессам, иначе называемым поддерживающими функциями, могут относиться проектирование, администрирование, техническое обслуживание и т.д.;
- описание структуры документации системы менеджмента качества и ссылки на ее ключевые документы.
Примечание - Руководство по качеству, как и любая другая документированная информация системы менеджмента качества, может быть представлена в любой форме и на любом носителе. В частности, оно может иметь любое удобное для организации наименование, состоять из нескольких документов и т.д.

4.4 Система менеджмента качества и ее процессы

4.4.1
Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:a) определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;c) определять и применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;d) определять ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;e) распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;f) учитывать риски и возможности в соответствии с требованиями подраздела 6.1;g) оценивать эти процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;h) улучшать процессы и систему менеджмента качества.4.4.2 Организация должна в необходимом объеме:a) разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов;b) регистрировать и сохранять документированную информацию для обеспечения уверенности в том, что эти процессы осуществляются в соответствии с тем, как это было запланировано.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 4.4]

5 Лидерство

5.1 Лидерство и приверженность

5.1.1 Общие положения
Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества посредством:a) принятия ответственности за результативность системы менеджмента качества;b) обеспечения разработки политики и целей в области качества, которые согласуются с условиями среды организации и ее стратегическим направлением;c) обеспечения интеграции требований системы менеджмента качества в бизнес-процессы организации;d) содействия применению процессного подхода и риск-ориентированного мышления;е) обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента качества;f) распространения в организации понимания важности результативного менеджмента качества и соответствия требованиям системы менеджмента качества;g) обеспечения достижения системой менеджмента качества намеченных результатов;h) вовлечения, руководства и оказания поддержки участия работников в обеспечении результативности системы менеджмента качества;i) поддержки улучшения;j) поддержки других соответствующих руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их ответственности;Примечание - Слово "бизнес" в настоящем стандарте следует понимать в широком смысле, как отображение видов деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации, независимо от того, является ли она государственной, частной, ставит ли она своей целью получение прибыли или нет.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 5.1.1]
5.1.1.1 Участие в аудитах
Руководство организации должно демонстрировать свою приверженность и всесторонне поддерживать систему менеджмента качества посредством участия во внутренних аудитах, аудитах со стороны потребителей и аудитах со стороны органов по сертификации.
Примечание - Под участием понимается как минимум фактическое участие в качестве проверяемой стороны.
5.1.2 Ориентация на потребителей
Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении ориентации на потребителей посредством обеспечения того, что;a) требования потребителей, а также применимые законодательные и нормативные правовые требования определены, поняты и неизменно выполняются;b) риски и возможности, которые могут оказывать влияние на соответствие продукции и услуг и на способность повышать удовлетворенность потребителей, определены и рассмотрены;c) в центре внимания находится повышение удовлетворенности потребителей.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, статья 5.1.2]
5.1.2.1 Организация должна неукоснительно соблюдать принятые на себя требования потребителей.
Примечания
1 Примерами таких требований являются процедуры потребителей, на которые ссылается договор, заключенный организацией с потребителем.
2 Фактом принятия организацией требования потребителя может являться подписание контракта, согласование чертежа и т.д.
Требования со стороны потребителей имеют больший приоритет, чем требования, изложенные в настоящем стандарте. В том случае, когда организация вынуждена нарушить требования настоящего стандарта во исполнение указаний потребителей, данные нарушения не являются несоответствиями. Организация должна поддерживать в рабочем состоянии и/или сохранять документированную информацию в отношении таких случаев. При этом невыполнение требований настоящего стандарта для удовлетворения одного потребителя не освобождает организацию от выполнения требований настоящего стандарта относительно других потребителей.

5.2 Политика

5.2.1 Разработка политики в области качества
Высшее руководство должно разработать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии политику в области качества, которая:а) соответствует намерениям и среде организации, а также поддерживает ее стратегическое направление;b) создает основу для установления целей в области качества;c) включает в себя обязательство соответствовать применимым требованиям;d) включает в себя обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, статья 5.2.1]
5.2.1.1 Политика в области качества должна:
а) соответствовать требованиям со стороны потребителей, предъявляемых к политике в области качества;
б) включать в себя обязательство соответствовать требованиям потребителей, которые организация приняла.
5.2.2 Доведение политики в области качества
Политика в области качества должна:a) быть доступной и применяться как документированная информация;b) быть доведенной до сведения работников, понятной и применяемой внутри организации;c) быть доступной подходящим способом для соответствующих заинтересованных сторон.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, статья 5.2.2]
5.2.2.1 Организация должна сохранять документированную информацию по результатам доведения до сведения работников политики в области качества.

5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации

Высшее руководство должно обеспечить определение, доведение до работников и понимание в организации обязанностей, ответственности и полномочий для выполнения соответствующих функций.Высшее руководство должно распределить обязанности, ответственность и полномочия для:a) обеспечения соответствия системы менеджмента качества требованиям настоящего стандарта;b) обеспечения получения намеченных результатов процессов;c) отчетности высшему руководству о результатах функционирования системы менеджмента качества и возможностях ее улучшения (10.1);d) поддержки ориентации на потребителя во всей организации;e) сохранения целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении изменений в систему менеджмента качества.[ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 5.3]