Действующий
Настоящий стандарт представляет собой прямое применение с дополнением тех разделов EN 81-50:2014, которые содержат методы расчета основных несущих узлов лифта.
Разделы EN 81-50:2014, содержащие правила и методы испытаний узлов лифта, положены в основу настоящего стандарта.
1.1 Настоящий стандарт устанавливает методы расчета основных несущих узлов лифтов различного назначения.
1.2 Требования настоящего стандарта распространяются на основные несущие узлы лифтов для транспортирования:
- людей или людей и грузов;
- грузов без сопровождения людьми, но кабина лифтов доступна для людей при загрузке, разгрузке;
- грузов, кабина лифтов не доступна для людей.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 33984.1-2016 (ЕН 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по
ГОСТ 33605 и ГОСТ 33984.1.
4 Перечень существенных опасностей
В настоящем разделе приведен перечень существенных опасностей, связанных с областью применения настоящего стандарта, и соответствующие разделы настоящего стандарта по устранению или уменьшению рисков (см.
таблицу 1).
Таблица 1 - Перечень существенных опасностей
5 Методы расчета основных несущих узлов лифтов
5.1.1 Общие положения прочностного расчета направляющих
5.1.1.1 Направляющие, их стыки и элементы крепления должны выдерживать нагрузки и силы, воздействующие на них, чтобы обеспечить безопасную работу лифта, а именно:
a) должно быть обеспечено направленное движение кабины, противовеса или уравновешивающего груза;
b) прогибы направляющих должны быть ограничены такой величиной, чтобы вследствие них:
1) не возникало непреднамеренное отпирание дверей,
2) не нарушалась работа устройств безопасности,
3) не появлялась возможность столкновения движущихся частей с другими частями.
5.1.1.2 Сочетание отклонений направляющих, отклонений кронштейнов, зазор в направляющих башмаках и отклонение от прямолинейности направляющих следует принимать в расчет для того, чтобы обеспечить безопасную работу лифта.
В процессе использования лифта по назначению возникают следующие варианты нагрузок:
- нормальная работа - перемещение кабины лифта с одного уровня на другой;
- нормальная работа - загрузка и разгрузка;
- срабатывание устройства безопасности.
1 При каждом варианте нагрузки на направляющие может воздействовать комбинация сил.
2 В зависимости от крепления направляющих (в положении опирания направляющих в нижней части или в подвешенном положении направляющих) следует рассматривать наиболее нагруженный вариант по отношению к устройству безопасности, взаимодействующему с направляющей.
5.1.3 Силы, воздействующие на направляющие
5.1.3.1 Перечисленные ниже силы, воздействующие на направляющие, следует принимать во внимание при расчете допустимых напряжений и отклонений направляющих:
a) Горизонтальные силы от направляющих башмаков в зависимости:
1) от массы кабины и ее номинальной грузоподъемности, противовеса или уравновешивающего устройства, подвесных кабелей и т.п., с учетом точки их приложения и коэффициентов динамического воздействия, и
2) ветровых нагрузок при использовании лифтов, установленных снаружи здания, с частично огороженной шахтой.
b) Вертикальные силы от направляющих башмаков в зависимости:
1) от сил торможения со стороны ловителей и стопорных устройств, закрепленных на направляющих;
2) вспомогательных частей, закрепленных на направляющих;
4) проталкивающей силы со стороны прижимов направляющей.
c) Крутящие моменты, создаваемые вспомогательным оборудованием, с учетом коэффициента динамического воздействия.
5.1.3.2 Точкой приложения Р масс кабины и компонентов, закрепленных или подвешенных к кабине, таких как поршень, часть подвесного кабеля, компенсирующие канаты/цепи (при использовании), должен быть центр тяжести масс.
5.1.3.3 Силы, действующие со стороны противовеса Mcwt или уравновешивающего груза Mbwt, следует оценивать, принимая во внимание: