(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 33984.4-2017 (EN 81-50:2014) "Лифты....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Таблица 1 - Перечень существенных опасностей

Опасность/опасная ситуация
Подраздел, пункт
1 Опасности механические вследствие:
- эластичности элементов5.1; 5.2; 5.3; 5.4
- высокого давления5.4
- движущихся элементов5.1; 5.2; 5.3; 5.4
- вращающихся элементов5.2; 5.3
- стабильности5.1; 5.2; 5.3; 5.4
- прочности5.1; 5.2; 5.3; 5.4
2 Опасности, связанные с условиями окружающей среды лифта5.1; 5.2; 5.3; 5.4

5 Методы расчета основных несущих узлов лифтов

5.1 Расчет направляющих

5.1.1 Общие положения прочностного расчета направляющих
5.1.1.1 Направляющие, их стыки и элементы крепления должны выдерживать нагрузки и силы, воздействующие на них, чтобы обеспечить безопасную работу лифта, а именно:
a) должно быть обеспечено направленное движение кабины, противовеса или уравновешивающего груза;
b) прогибы направляющих должны быть ограничены такой величиной, чтобы вследствие них:
1) не возникало непреднамеренное отпирание дверей,
2) не нарушалась работа устройств безопасности,
3) не появлялась возможность столкновения движущихся частей с другими частями.
5.1.1.2 Сочетание отклонений направляющих, отклонений кронштейнов, зазор в направляющих башмаках и отклонение от прямолинейности направляющих следует принимать в расчет для того, чтобы обеспечить безопасную работу лифта.
5.1.2 Варианты нагрузок
В процессе использования лифта по назначению возникают следующие варианты нагрузок:
- нормальная работа - перемещение кабины лифта с одного уровня на другой;
- нормальная работа - загрузка и разгрузка;
- срабатывание устройства безопасности.
Примечания:
1 При каждом варианте нагрузки на направляющие может воздействовать комбинация сил.
2 В зависимости от крепления направляющих (в положении опирания направляющих в нижней части или в подвешенном положении направляющих) следует рассматривать наиболее нагруженный вариант по отношению к устройству безопасности, взаимодействующему с направляющей.
5.1.3 Силы, воздействующие на направляющие
5.1.3.1 Перечисленные ниже силы, воздействующие на направляющие, следует принимать во внимание при расчете допустимых напряжений и отклонений направляющих:
a) Горизонтальные силы от направляющих башмаков в зависимости:
1) от массы кабины и ее номинальной грузоподъемности, противовеса или уравновешивающего устройства, подвесных кабелей и т.п., с учетом точки их приложения и коэффициентов динамического воздействия, и
2) ветровых нагрузок при использовании лифтов, установленных снаружи здания, с частично огороженной шахтой.
b) Вертикальные силы от направляющих башмаков в зависимости:
1) от сил торможения со стороны ловителей и стопорных устройств, закрепленных на направляющих;
2) вспомогательных частей, закрепленных на направляющих;
3) веса направляющей;
4) проталкивающей силы со стороны прижимов направляющей.
c) Крутящие моменты, создаваемые вспомогательным оборудованием, с учетом коэффициента динамического воздействия.
5.1.3.2 Точкой приложения Р масс кабины и компонентов, закрепленных или подвешенных к кабине, таких как поршень, часть подвесного кабеля, компенсирующие канаты/цепи (при использовании), должен быть центр тяжести масс.
5.1.3.3 Силы, действующие со стороны противовеса Mcwt или уравновешивающего груза Mbwt, следует оценивать, принимая во внимание:
- точку приложения масс;
- массы подвешенных компонентов;
- силы, действующие от компенсирующих канатов/цепей (при использовании), массы натяжных устройств (при наличии).
На противовесе или уравновешивающем грузе, перемещающемся по центру по направляющим и подвешенном, должен быть принят во внимание эксцентриситет точки приложения массы относительно центра тяжести горизонтального поперечного сечения противовеса или уравновешивающего груза, составляющий по меньшей мере 5 % по ширине и 10 % по глубине.
5.1.3.4 В вариантах нагрузки, обозначенных как "нормальная работа" и "срабатывание устройства безопасности", номинальный груз в кабине Q должен быть равномерно распределен по 3/4 площади пола кабины и размещен в наиболее неблагоприятном положении.
Однако если по условиям применения лифта другие условия распределения груза будут учтены, необходимо производить дополнительные расчеты на основе этих условий и рассмотреть наихудший вариант.
Примечание - Принимается, что устройства безопасности срабатывают одновременно на каждой (всех) направляющей(их) и усилия торможения распределяются по направляющим равномерно.
5.1.3.5 Вертикальную силу Fv от противовеса или балансировочного груза, выраженную в виде силы сжатия или растяжения, следует рассчитывать по следующим формулам:
- для кабины -
229 × 50 пикс.     Открыть в новом окне
;
- противовеса -
211 × 49 пикс.     Открыть в новом окне
;
- уравновешивающего груза -
212 × 49 пикс.     Открыть в новом окне
;
- в случае направляющих, опирающихся на приямок или подвешенных (закрепленных наверху шахты) - ;
- в случае свободно подвешенных направляющих (без точки крепления) - ,
где - коэффициент динамического воздействия (k1 = 0 в том случае, если никакое устройство безопасности не оказывает воздействия на направляющую);
- ускорение свободного падения (9,81 м/с2);
Р - масса пустой кабины и компонентов, связанных с кабиной, то есть части подвесного кабеля, компенсационных канатов/цепей (при использовании) и т.п., кг;
Q - номинальная нагрузка, кг;