Действующий
Настоящий стандарт распространяется на процессы, связанные с обслуживанием пассажиров и посетителей на территории железнодорожных вокзальных комплексов.
Настоящий стандарт устанавливает унифицированные требования к набору, качеству и потребительским характеристикам услуг, отражающих специфику и отличительные особенности обслуживания пассажиров и посетителей на территории железнодорожных вокзальных комплексов различных классов.
ГОСТ 33887 Освещение искусственное внутреннее зданий железнодорожных вокзалов. Нормы и методы контроля
ГОСТ Р 51671 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности
СП 239.1326000.2015 Системы информирования пассажиров, оповещения работающих на путях и парковой связи на железнодорожном транспорте
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
4 Требования к набору услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на территории вокзальных комплексов различных классов
4.3 Класс железнодорожного вокзального комплекса определяется площадью помещений, количеством отправленных пассажиров различных категорий, объемом выполняемой работы и характеризуется показателями, выражаемыми в баллах (см.
Показатель | Единица измерения показателя | Количество баллов за единицу измерения |
Отправление пассажиров в среднем в сутки (в годовом исчислении) по категориям:1) в дальнем сообщении (в т.ч. международное сообщение); | 100 пассажиров | 1,0 |
2) в скоростном и высокоскоростном сообщениях (в т.ч. международное сообщение); | 100 пассажиров | 1,0 |
3) в пригородном, пригородно-городском и внутригородском сообщении (в т.ч. скорые пригородные); | 100 пассажиров | 0,05 |
4) в сообщении железнодорожный вокзальный комплекс - аэропорт | 100 пассажиров | 0,05 |
Общая площадь помещений железнодорожного вокзального комплекса (включая отдельно стоящие помещения, тоннели, конкорсы) | 100 м2 | 0,2 |
Общая площадь пассажирских платформ, перронов | 100 м2 | 0,06 |
Общая площадь привокзальных площадей, находящихся на балансе вокзального комплекса | 100 м2 | 0,04 |
Средний доход со 100 м2 вокзального комплекса в сутки | 1150 руб. в сутки | 0,3 |
Примечание - Площади помещений, привокзальных площадей, тоннелей, конкорсов и пассажирских платформ вокзальных комплексов учитываются при определении суммы баллов в соответствии с их техническими паспортами. |
Класс железнодорожного вокзального комплекса | Сумма баллов, исчисленная по показателям в условных единицах |
Внеклассный | Св. 50 |
I класс | От 30 до 50 включ. |
II класс | От 11 до 30 включ. |
III класс | От 4 до 11 включ. |
IV класс | До 4 |
4.4 Класс железнодорожного вокзального комплекса пограничной станции и обслуживающего пассажиров, следующих в международном железнодорожном сообщении, устанавливается с повышением на один класс от расчетного, определяемого в соответствии с
4.7 Услуги на вокзальном комплексе должны предоставляться пассажирам и посетителям на недискриминационной основе с одинаковым уровнем качества и в равных условиях в соответствии с
4.8 Состав, характеристики, способы и технология оказания обязательных услуг на вокальных комплексах различного класса могут отличаться. Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на вокзальных комплексах различного класса, приведен в
Таблица 3 - Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на вокзальных комплексах
Услуги | Состав услуги | Класс вокзального комплекса | ||||
Внеклассный | I класс | II класс | III класс | IV класс | ||
Информационно-справочные | Визуальная информация | + | + | + | + | + |
Аудиальная информация | + | + | + | + | + | |
Устная информация | + | + | + | - | - | |
Билетно-кассовые | Обслуживание в билетной кассе | + | + | + | р | р |
Билетопечатающие автоматы (далее - БПА) и транзакционные терминалы самообслуживания (далее - ТТС) | + | р | р | р | р | |
Услуги ожидания | Залы ожидания | + | + | р | - | - |
Предоставление условий для ожидания | + | + | + | + | + | |
Санитарно-гигиеническое обслуживание | Туалет | + | + | + | + | + |
Поддержание чистоты и порядка | + | + | + | + | + | |
Медицинское обслуживание* | Наличие укомплектованной медицинской аптечки | + | + | + | + | + |
* Необходимость оборудования медицинского пункта на вокзальном комплексе определяется в соответствии с требованиями отраслевых норм технологического проектирования [2].Примечание - "+" - наличие услуги обязательно, "р" - наличие услуги рекомендовано, "-" - услуга не предоставляется. |
4.9 На вокзальном комплексе, в соответствии с его классом, пассажиры и посетители должны иметь возможность получения дополнительных услуг согласно
Таблица 4 - Минимально необходимый состав дополнительных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на вокзальных комплексах
Услуги | Состав услуги | Класс вокзального комплекса | ||||
Внеклассный | I класс | II класс | III класс | IV класс | ||
Камера хранения | Услуги приема-выдачи и хранения ручной клади в стационарной камере хранения | + | + | + | + | - |
Услуги автоматической камеры хранения | + | р | - | - | - | |
Услуги по перемещению ручной клади и багажа по территории вокзального комплекса | + | + | - | - | - | |
Услуги ожидания в зале повышенного комфорта | + | + | - | - | - | |
Санитарно-гигиенические услуги душевых кабин | р | р | - | - | - | |
Услуги парковки | + | р | - | - | - | |
Услуги такси | + | р | - | - | - | |
Услуги питания | Ресторан | + | - | - | - | - |
Кафе и предприятия быстрого питания | + | + | р | - | - | |
Услуги предприятий торговли | Печатная продукция | + | + | + | - | - |
Промышленные товары | + | + | + | - | - | |
Продовольственные товары | + | + | + | р | - | |
Аптека | + | + | - | - | - | |
Примечание - Необходимость наличия комнат длительного отдыха и комнаты матери и ребенка на вокзальном комплексе определяется в соответствии с требованиями отраслевых норм технологического проектирования [3]. |
ГОСТ Р 52871 (в части средств отображения визуальной информации), ГОСТ Р 52131 (в части характеристики знаковых средств отображения информации), ГОСТ Р 51671 (в части технических средств связи, информации и сигнализации общего пользования, доступных для маломобильных пассажиров), федеральным законом [4] (в части оборудования вокзальных комплексов, информационного обслуживания, организации посадки в вагон и высадки из вагона, порядка предоставления услуг владельцами инфраструктуры), федеральным законом [5] (в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры) и приказом Министерства транспорта Российской Федерации [1] (в части порядка обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзальных комплексов и предоставляемых на вокзальных комплексах услуг).
4.11 Для обеспечения возможности использования услуг вокзального комплекса маломобильными пассажирами и посетителями, их обслуживание должно быть организовано техническими и технологическими мероприятиями в соответствии с требованиями
федерального закона [6].
4.12 Расчет с пассажиром или посетителем вокзального комплекса за предоставленные им платные услуги должен производиться в соответствии с требованиями 5 Потребительские требования к комфорту функциональных зон вокзальных комплексов, предназначенных для обслуживания пассажиров и посетителей
санитарных правил [8] и параметры освещенности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 33887.
5.3 Для комфортного пребывания пассажиров и посетителей в помещениях вокзальных комплексов должны быть обеспечены параметры микроклимата (температура, влажность, уровень шума) в соответствии с требованиями