(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58171-2018 "Услуги на железнодорожном...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ГОСТ 33942 Услуги на железнодорожном транспорте. Обслуживание пассажиров. Термины и определения
ГОСТ Р 51671 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности
ГОСТ Р 52131 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования
ГОСТ Р 52871 Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики
ГОСТ Р 54984 Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля
СП 239.1326000.2015 Системы информирования пассажиров, оповещения работающих на путях и парковой связи на железнодорожном транспорте
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33942.

4 Требования к набору услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на территории вокзальных комплексов различных классов

4.1 На вокзальных комплексах должна быть обеспечена безопасная и удобная посадка и/или высадка пассажиров в железнодорожный пассажирский подвижной состав и созданы условия для возможности безопасного и комфортного ожидания поезда.
4.2 Набор услуг, доступных для пассажиров и посетителей на территории вокзального комплекса, зависит от класса вокзального комплекса.
4.3 Класс железнодорожного вокзального комплекса определяется площадью помещений, количеством отправленных пассажиров различных категорий, объемом выполняемой работы и характеризуется показателями, выражаемыми в баллах (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1 - Показатели, характеризующие работу железнодорожного вокзального комплекса

Показатель
Единица измерения показателя
Количество баллов за единицу измерения
Отправление пассажиров в среднем в сутки (в годовом исчислении) по категориям:1) в дальнем сообщении (в т.ч. международное сообщение);
100 пассажиров
1,0
2) в скоростном и высокоскоростном сообщениях (в т.ч. международное сообщение);
100 пассажиров
1,0
3) в пригородном, пригородно-городском и внутригородском сообщении (в т.ч. скорые пригородные);
100 пассажиров
0,05
4) в сообщении железнодорожный вокзальный комплекс - аэропорт
100 пассажиров
0,05
Общая площадь помещений железнодорожного вокзального комплекса (включая отдельно стоящие помещения, тоннели, конкорсы)
100 м2
0,2
Общая площадь пассажирских платформ, перронов
100 м2
0,06
Общая площадь привокзальных площадей, находящихся на балансе вокзального комплекса
100 м2
0,04
Средний доход со 100 м2 вокзального комплекса в сутки
1150 руб. в сутки
0,3
Примечание - Площади помещений, привокзальных площадей, тоннелей, конкорсов и пассажирских платформ вокзальных комплексов учитываются при определении суммы баллов в соответствии с их техническими паспортами.

Таблица 2 - Классы железнодорожных вокзальных комплексов

Класс железнодорожного вокзального комплекса
Сумма баллов, исчисленная по показателям в условных единицах
Внеклассный
Св. 50
I класс
От 30 до 50 включ.
II класс
От 11 до 30 включ.
III класс
От 4 до 11 включ.
IV класс
До 4
4.4 Класс железнодорожного вокзального комплекса пограничной станции и обслуживающего пассажиров, следующих в международном железнодорожном сообщении, устанавливается с повышением на один класс от расчетного, определяемого в соответствии с подразделом 4.3.
4.5 На вокзальных комплексах всех классов пассажирам и посетителям должна быть обеспечена возможность пользования следующими обязательными услугами:
- информационно-справочное обслуживание;
- билетно-кассовое обслуживание;
- услуги ожидания поезда;
- санитарно-гигиеническое обслуживание;
- медицинское обслуживание (первая доврачебная помощь).
4.6 Обязательные услуги должны быть доступны пассажирам и посетителям в режиме, соответствующем режиму работы вокзального комплекса.
4.7 Услуги на вокзальном комплексе должны предоставляться пассажирам и посетителям на недискриминационной основе с одинаковым уровнем качества и в равных условиях в соответствии с правилами оказания услуг [1].
4.8 Состав, характеристики, способы и технология оказания обязательных услуг на вокальных комплексах различного класса могут отличаться. Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на вокзальных комплексах различного класса, приведен в таблице 3.

Таблица 3 - Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на вокзальных комплексах

Услуги
Состав услуги
Класс вокзального комплекса
Внеклассный
I класс
II класс
III класс
IV класс
Информационно-справочныеВизуальная информация
+
+
+
+
+
Аудиальная информация
+
+
+
+
+
Устная информация
+
+
+
-
-
Билетно-кассовыеОбслуживание в билетной кассе
+
+
+
р
р
Билетопечатающие автоматы (далее - БПА) и транзакционные терминалы самообслуживания (далее - ТТС)
+
р
р
р
р
Услуги ожиданияЗалы ожидания
+
+
р
-
-
Предоставление условий для ожидания
+
+
+
+
+
Санитарно-гигиеническое обслуживаниеТуалет
+
+
+
+
+
Поддержание чистоты и порядка
+
+
+
+
+
Медицинское обслуживание*Наличие укомплектованной медицинской аптечки
+
+
+
+
+
* Необходимость оборудования медицинского пункта на вокзальном комплексе определяется в соответствии с требованиями отраслевых норм технологического проектирования [2].Примечание - "+" - наличие услуги обязательно, "р" - наличие услуги рекомендовано, "-" - услуга не предоставляется.
4.9 На вокзальном комплексе, в соответствии с его классом, пассажиры и посетители должны иметь возможность получения дополнительных услуг согласно таблице 4.
4.10 Режим оказания дополнительных услуг может отличаться от режима работы вокзального комплекса. Информация о временных периодах оказания таких услуг должна быть размещена в соответствующей функциональной зоне.

Таблица 4 - Минимально необходимый состав дополнительных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на вокзальных комплексах

Услуги
Состав услуги
Класс вокзального комплекса
Внеклассный
I класс
II класс
III класс
IV класс
Камера храненияУслуги приема-выдачи и хранения ручной клади в стационарной камере хранения
+
+
+
+
-
Услуги автоматической камеры хранения
+
р
-
-
-
Услуги по перемещению ручной клади и багажа по территории вокзального комплекса
+
+
-
-
-
Услуги ожидания в зале повышенного комфорта
+
+
-
-
-
Санитарно-гигиенические услуги душевых кабин
р
р
-
-
-
Услуги парковки
+
р
-
-
-
Услуги такси
+
р
-
-
-
Услуги питанияРесторан
+
-
-
-
-
Кафе и предприятия быстрого питания
+
+
р
-
-
Услуги предприятий торговлиПечатная продукция
+
+
+
-
-
Промышленные товары
+
+
+
-
-
Продовольственные товары
+
+
+
р
-
Аптека
+
+
-
-
-
Примечание - Необходимость наличия комнат длительного отдыха и комнаты матери и ребенка на вокзальном комплексе определяется в соответствии с требованиями отраслевых норм технологического проектирования [3].
4.11 Для обеспечения возможности использования услуг вокзального комплекса маломобильными пассажирами и посетителями, их обслуживание должно быть организовано техническими и технологическими мероприятиями в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52871 (в части средств отображения визуальной информации), ГОСТ Р 52131 (в части характеристики знаковых средств отображения информации), ГОСТ Р 51671 (в части технических средств связи, информации и сигнализации общего пользования, доступных для маломобильных пассажиров), федеральным законом [4] (в части оборудования вокзальных комплексов, информационного обслуживания, организации посадки в вагон и высадки из вагона, порядка предоставления услуг владельцами инфраструктуры), федеральным законом [5] (в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры) и приказом Министерства транспорта Российской Федерации [1] (в части порядка обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзальных комплексов и предоставляемых на вокзальных комплексах услуг).
4.12 Расчет с пассажиром или посетителем вокзального комплекса за предоставленные им платные услуги должен производиться в соответствии с требованиями федерального закона [6].
4.13 Предоставление услуг пассажирам и посетителям вокзального комплекса должно осуществляться в соответствии с правилами перевозок [2].

5 Потребительские требования к комфорту функциональных зон вокзальных комплексов, предназначенных для обслуживания пассажиров и посетителей

5.1 Планировочные решения и расчетная вместимость помещений вокзального комплекса должны учитывать требования отраслевых норм [3] и норм технологического проектирования [7].
5.2 Функциональные зоны вокзальных комплексов, предназначенные для обслуживания пассажиров и посетителей, запрещено занимать для иных целей.
5.3 Для комфортного пребывания пассажиров и посетителей в помещениях вокзальных комплексов должны быть обеспечены параметры микроклимата (температура, влажность, уровень шума) в соответствии с требованиями санитарных правил [8] и параметры освещенности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 33887.
5.4 Функциональные зоны обслуживания пассажиров и посетителей вокзального комплекса должны быть расположены на главных пешеходных путях в логической последовательности получения услуг с обеспечением необходимой зрительной ориентации, исключающей возвратное движение.
5.5 Если обслуживание пассажира в определенной функциональной зоне не исключает возможность возникновения очереди, то такая функциональная зона должна предусматривать зону накопления пассажиров и посетителей глубиной не менее 3 м при интенсивности движения пассажиропотока в час пик до 500 пассажиров и 4 м в остальных случаях.
5.6 С целью обеспечения контроля доступа пассажиров на платформы к пригородным поездам в автоматизированном режиме на вокзальном комплексе рекомендовано оборудование турникетных линий.
5.7 Турникеты должны быть установлены в пассажирских павильонах, под навесами или в приспособленных для этих целей помещениях вокзальных комплексов или в других местах, защищенных от атмосферных воздействий.
5.8 Каждая турникетная линия должна быть выполнена для двух типов зон проходов:
- стандартный - шириной 600 мм;
- багажный расширенный - 900 мм (для прохода маломобильных пассажиров или пассажиров с ручной кладью и багажом).
5.9 Турникеты не должны иметь выступающих частей, которые могут нанести вред пассажиру, его одежде или личным вещам.
5.10 Турникет должен иметь:
- функцию реализации режима "антипаника";