(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58172-2018 "Услуги на железнодорожном...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Услуги
Состав услуги
Категория остановочного пункта
А
В
С
D
Информационно-справочныеВизуальная информация
+
+
+
+
Аудиальная информация
+
+
р
-
Устная информация
+
р
-
-
Билетно-кассовыеОбслуживание в билетной кассе
+
+
р
р
Билетопечатающие автоматы (далее - БПА)
+
+
р
р
Услуги ожиданияЗалы ожидания
+
+
-
-
Предоставление условий для ожидания (скамьи, навесы)
+
+
+
+
Санитарно-гигиеническое обслуживаниеТуалет
+
+
р
-
Поддержание чистоты и порядка
+
+
+
+
Примечание - "+" - наличие услуги обязательно, "р" - наличие услуги рекомендовано, "-" - услуга не предоставляется.
4.7 Информация о периодах оказания услуг должна быть размещена в соответствующих функциональных зонах остановочного пункта.
4.8 Для обеспечения возможности использования услуг на территории остановочного пункта маломобильными пассажирами и посетителями, их обслуживание должно быть организовано техническими и технологическими мероприятиями в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52871 (в части средств отображения визуальной информации), ГОСТ Р 52131 (в части характеристики знаковых средств отображения информации), ГОСТ Р 51671 (в части технических средств связи, информации и сигнализации общего пользования, доступных для маломобильных пассажиров), федерального закона [3] (в части оборудования вокзальных комплексов, информационного обслуживания, организации посадки в вагон и высадки из вагона, порядка предоставления услуг владельцами инфраструктуры), федерального закона [4] (в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры) и порядка обеспечения условий доступности [5] (в части порядка обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзальных комплексов и предоставляемых на вокзальных комплексах услуг).
4.9 Расчет с пассажирами или посетителями остановочного пункта за предоставленные платные услуги должен производиться в соответствии с требованиями федерального закона [6].
4.10 Предоставление услуг пассажирам и посетителям остановочного пункта должно осуществляться в соответствии с правилами оказания услуг [2].

5 Потребительские требования к комфортному нахождению пассажиров и посетителей на территории остановочных пунктов

5.1 На всех остановочных пунктах, где осуществляется посадка и/или высадка пассажиров, необходимо предусматривать пассажирские платформы.
Примечание - Если длина платформ остановочного пункта менее длины поезда, перевозчик должен ограничивать продажу билетов в вагоны, которые останавливаются вне длины платформы, или организовать посадку и высадку пассажиров через вагоны, находящиеся в пределах платформы.
5.2 Поверхности платформ и сходов должны быть ровными, не иметь нарушений покрытия, не допускать скопления воды.
5.3 Поверхности пассажирских платформ, переходов, мостов, сходов должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
5.4 Уборка функциональных зон остановочного пункта должна проводиться в периоды времени, когда поток пассажиров и посетителей минимален.
5.5 Работы по уходу за газонами должны производиться в течение рабочего дня, работы по сбору случайного мусора - в утреннее время до восьми часов утра на остановочных пунктах категорий А и В, и не реже трех раз в неделю на остановочных пунктах категорий С и D.
5.6 После снегопада снег с платформ, сходов, дорожек и переходов должен быть очищен в течение суток до верхнего покрытия.
Примечание - Для остановочных пунктов категории D допускается осуществление уборки до уплотненного снега, исключающего вероятность травмирования пассажиров при посадке-высадке в поезд.
5.7 Пассажирские платформы, подземные и надземные переходы, настилы, лестничные сходы должны быть убраны от снега, наледи и обработаны противогололедными средствами до прибытия (отправления) первого пассажирского поезда. Во время снегопада уборка и обработка должны проводиться регулярно, не создавая препятствий для прохода пассажиров.
Примечание - Для остановочных пунктов категории D допускается осуществление уборки снега с настилов и сходов в течение суток.
5.8 Не допускается образование сосулек на навесах.
5.9 При появлении наледи на платформах, сходах, настилах, мостах их необходимо обрабатывать противогололедным материалом.
5.10 При интенсивных длительных снегопадах цикл снегоочистки и обработки площадок противогололедным материалом должен повторяться после каждого выпадения 5 см свежего неуплотненного снега.
Примечание - Для остановочных пунктов категории D допускается увеличение цикла до суток.
5.11 Площадка перед входом на мост и сходом с моста должна быть очищена от снега и льда до покрытия в радиусе не менее 5 м.
5.12 Дорожка до 10 м от ступенек моста, при необходимости мост, ступени и площадка перед мостом должны быть обработаны противогололедным материалом.
5.13 Дорожки от билетных касс до платформ должны быть очищены от снега, наледи и обработаны противогололедными средствами до прибытия первого пассажирского поезда и до пяти часов вечера, во время снегопада постоянно на ширину покрытия платформы.
Примечание - Для остановочных пунктов категории D допускается осуществление очистки от снега дорожек от билетных касс до платформы в течение суток.
5.14 Время, необходимое для окончательного устранения недостатков уборки пассажирских обустройств на остановочных пунктах категорий А и В, не должно превышать 6 ч, остановочных пунктах категорий С и D - 1 сутки после окончания снегопада.
5.15 С целью обеспечения контроля доступа пассажиров пригородных поездов на платформы в автоматизированном режиме на остановочных пунктах категории А рекомендовано оборудование турникетных линий.
5.16 Для обеспечения комфорта пассажиров турникеты должны быть установлены в пассажирских павильонах, под навесами или в других местах, защищенных от атмосферных воздействий.
5.17 Каждая турникетная линия должна быть выполнена для двух типов зон проходов:
- стандартный - шириной 600 мм;
- багажный расширенный - 900 мм (для прохода маломобильных пассажиров или пассажиров с ручной кладью и багажом).
5.18 Пропускная способность одного турникета должна составлять не менее 12 человек в минуту.
5.19 Турникеты не должны иметь выступающих частей, которые могут нанести вред пассажиру, его одежде или личным вещам.
5.20 Турникет должен иметь:
- функцию реализации режима "антипаника";
- функцию разблокировки исполнительных устройств при отключении питания;
- индикацию направления прохода (вход/выход) и индикацию разрешения прохода.
5.21 Услуги по поддержанию общественного порядка и безопасности пассажиров и посетителей на территории остановочного пункта должны отвечать требованиям федерального закона [8].

6 Требования к качеству информационно-справочных услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на территории остановочных пунктов

6.1 Информационно-справочное обслуживание пассажиров и посетителей на остановочных пунктах должно включать:
- четко выстроенную систему навигации, обеспечивающую быструю и удобную ориентацию на территории остановочного пункта;
- предоставление актуальной информации об услугах остановочного пункта, особенностях и правилах их предоставления.
6.2 Информация, предоставляемая на остановочном пункте, должна быть понятна, достоверна, актуальна и доступна пассажирам и посетителям в полном объеме (см. таблицу 3) в соответствии с режимом работы остановочного пункта.
6.3 Места установки средств передачи визуальной информации (и их количество) должны выбираться исходя из удобства и целесообразности получения пассажиром или посетителем передаваемых с их помощью сведений.
6.4 На пассажирском здании, павильоне и прилегающей к ним территории со стороны селитебной части населенного пункта должно быть размещено название остановочного пункта таким образом, чтобы можно было однозначно определить направление движения ко входу на остановочный пункт.
Примечание - Название остановочного пункта должно соответствовать названию, указываемому в проездном документе.
6.5 Вывески с названием остановочного пункта должны быть расположены:
- на островных платформах - по продольной оси платформы и ориентированы на четную и нечетную стороны прибытия и/или отправления пассажирских поездов;
- на береговых платформах - с ориентацией на сторону прибытия пассажирского поезда соответствующего направления.

Таблица 3 - Требования к перечню и условиям предоставления информационно-справочных услуг пассажирам и посетителям на остановочном пункте

Вид информации
Способ передачи информации
Средства передачи
Категория остановочного пункта
Периодичность обновления информации
А
В
С
D
Расписание движения пассажирских поездов всех категорий, имеющих остановку на данном остановочном пунктеВизуальныйДинамическое информационное табло
+
-
-
-
В соответствии с изменениями расписания
Типографский плакат или специальный стенд
+
+
+
+
При вводе нового расписания движения
Информационный стенд с подсветкой
+
+
-
-
При вводе нового расписания движения
Схема пригородного направленияВизуальныйТипографский плакат или специальный стенд
+
+
+
+
При изменении количества остановочных пунктов и/или их названий
Указатели расположения функциональных зон остановочного пунктаВизуальныйИнформационные таблички, пиктограммы
+
+
+
+
При изменении информации (расположения помещений и служб)
Информация о прибытии и отправлении поездовВизуальныйДинамическое информационное табло
+
-
-
-
Не менее чем за 5 мин до прибытия или отправления поезда дальнего следования и не менее чем за 5 мин до прибытия поезда пригородного сообщения
Динамические платформенные указатели
+
-
-
-
Информация о прибытии и отправлении поездовАудиальныйСистема громкоговорящего оповещения (Автодиктор)
+
+
р
-
Не менее чем за 5 мин до прибытия или отправления поезда дальнего следования и не менее чем за 5 минут до прибытия поезда пригородного сообщения
Голосовое оповещение диктором
+
-
-
-
Информация об изменении расписания поездовВизуальныйТипографский плакат или специальный стенд
+
+
-
-
Не менее, чем за 15 дней до изменения расписания движения пригородных поездов. Не менее, чем за 60 дней до изменения расписания движения пассажирских поездов остальных категорий
Динамическое информационное табло
+
-
-
-
Объявление в печатном виде
-
+
+
+
АудиальныйГолосовое оповещение диктором
+
+
-
-
Информация о задержках и опозданиях пассажирских поездов различных категорийВизуальныйДинамическое информационное табло
+
-
-
-
Оперативно по мере изменения информации
АудиальныйГолосовое оповещение диктором
+
+
-
-
Каждые 15 мин при опоздании до 3 ч, каждые 30 мин при опоздании свыше 3 ч
Информация об отмене или замене пассажирских поездов (включая сведения о маршруте следования поезда)ВизуальныйДинамическое информационное табло
+
+
-
-
Непосредственно после получения информации
АудиальныйГолосовое оповещение диктором
+
+
р
-
Каждые 20 мин
Информация об изменении пути прибытия/отправления поездаВизуальныйДинамическое информационное табло
+
-
-
-
Непосредственно после получения информации, но не менее, чем за 5 мин до начала посадки или прибытия поезда
Динамические платформенные указатели
+
-
-
-
АудиальныйСистема громкоговорящего оповещения (Автодиктор)
+
+
р
-
Голосовое оповещение диктором
+
+
-
-
Справочная информация о правилах получения услуг на территории остановочного пунктаВизуальныйИнформационные стенды или плакаты
+
+
+
+
При изменении правил оказания соответствующих видов услуг
АудиальныйСистема громкоговорящего оповещения (Автодиктор)
+
+
р
-
Информация о правилах перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и правилах оказания услугВизуальныйИнформационные стенды или плакаты
+
+
+
+
При внесении изменений в нормативную базу
Информация о наличии мест в поездахУстныйБилетная касса
+
+
-
-
В соответствии с продажей (оформлением) проездных документов (билетов)
Платформенная разметка остановки вагоновВизуальныйУказатель "Остановка первого вагона"
+
+
+
+
При изменении соответствующих нормативов
Дата и текущее времяВизуальныйЭлектронные или электромеханические часы
+
+
+
+
В соответствии с текущим временем и датой
Информация о правилах поведения пассажиров и посетителей на объектах железнодорожного транспорта и мерах безопасностиВизуальныйТипографский плакат
+
+
-
-
При соответствующих изменениях
Соответствующие сигнальные знаки и окраска
+
+
+
+
АудиальныйСистема громкоговорящего оповещения (Автодиктор)
+
+
-
-
Поздравления с государственными праздникамиВизуальныйТипографский плакат
+
-
-
-
В соответствии с государственными праздниками
АудиальныйСистема громкоговорящего оповещения (Автодиктор)
+
+
-
-